Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня
  • Страница:
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4

ТЕМА: 660-й легкий бомбардировочный авиаполк

660-й легкий бомбардировочный авиаполк 10 года 7 мес. назад #736

ЕГОРОВ Виктор Иванович, старший сержант-пилот 660-го авиаполка ночных бомбардировщиков, Приказом Ленинградского фронта 037-н от 19 мая 1942 года награжден орденом Красного Знамени,
Присвоено звание мл. лейтенант направлен в на должность в 558-ю Отдельную армейскую авиаэскадрилью связи, награжден орденом "Красного Знамени" приказ 59 Армии № 49-н от 04.11.1943г.
Виктор Иванович ЕГОРОВ родился в деревне Балымотиха в 1923(1922) году. В 1939 году окончил аэроклуб в Вязниках, в 1941 году – Чкаловское ВАУ (Оренбург), работал инструктором-летчиком в г. Фрунзе, воевал на Ленинградском фронте в 14(13)-ой воздушной армии. Освобождал Новгород, Тарту, Польшу, участник взятия Берлина. После окончания войны охранял западные границы, при одном вылете по тревоге случилась групповая трагедия – погибли 13 экипажей, в том числе Егоров. Похоронен в 1951 году в Потсдаме.
Из наградного листа: в мае 1942 года награжден Орденом Красного Знамени, - только с 1 февраля по 8 марта 1942 года сделал 32 ночных вылета, уничтожив все заданные цели. Из наградного листа: Егоров Виктор Иванович, 1923 г.р., призывался Вязниковским РВК, в Красной армии с 1940 года, ст. сержант, пилот 660-го Авиационного полка 59-ой армии Волховского фронта. 2 ноября 1943 года В.И. Егоров награждается вторым Орденом Красного Знамени, присвоено звание мл. лейтенанта, пилот 558 отдельной эскадрильи (остальные все данные совпадают, год рождения повторно указывается «1923»). Из второго наградного листа: участвовал в боях на Волховском фронте, с 1 февраля 1942 по июль 1943 года совершил 453 вылета, из которых 385 ночных боевых, сбросил 1229 авиабомб общим весом 24355 килограммов, сбросил 252 ампулы с жидкостью «КС», 107 САБов, выпустил 11 РС-82, разбросал над войсками противника и временно оккупированной территорией 701200 экземпляров листовок на немецком и русском языках. В районе Лядно, будучи тяжело раненым в ногу, тов. Егоров вывел самолет на заданную цель, сбросил 150 кг бомб, мастерски сел на свой аэродром, тем самым сохранив жизнь экипажу и сохранив самолет. Командир майор Новиков.

660-й легкий бомбардировочный авиаполк 10 года 7 мес. назад #737

НЕКРАСОВ Анатолий Флегонтович, 1922 года рождения, в РККА с 10.1940 года, старший сержант - пилот, 660-го авиаполка ночных бомбардировщиков, Приказом Ленинградского фронта 037-н от 19 мая 1942 года награжден орденом Красного Знамени, орденом "Ленина" приказом Волховского фронта № 0121-н от 03.11.1942 года,
***************(Воспоминания Некрасова об ордене Ленина)**********************
Жизнь продолжается, старшина! Екатерина ПЕЧУРКИНА журналист.


...Удар в правое плечо был резким и сильным. Одуревшая от собственного визга бронебойно-зажигательная пуля с ожесточением застряла в человеческом теле. Внизу качнулось пламя, охватившее автоколонну с хвоста до головной машины. Самолет вздрагивал от зенитного обстрела и от грохота взрывов. Пилот, теряя сознание, разжал руки. В этот миг небо еще не поняло и мама не знала, что ее сын завершал свой последний, 158-й, боевой полет. Штурман, раненный в бедро, дотянулся до рычагов управления. Фанерная бабочка, снисходительно прозванная "кукурузником", с бреющего полета уходила в высоту от ночного сражения. Истекающего кровью пилота мучила жажда. Жажда жить на короткие мгновения вырывала из забытья. С высоты нереальными показались огни аэродрома и чаша озера невдалеке от него. Высотометр показывал две тысячи метров... Выпущены две светящиеся ракеты. На сигнал о возвращении земля ответила дополнительными огнями посадочной полосы. Пилот успокоил исходящую в реве машину, заглушив двигатель, и спланировал ее к зовущим огням. Колеса "кукурузника" ударились о землю.
Стоял май 1942 года. Шла Великая Отечественная война...
Спустя годы историки и полководцы проанализируют ошибки и просчеты, допущенные в начале войны. А тогда, в майские белые ночи сорок второго, на Волховском фронте назревала кульминационная развязка трагедии, постигшей 2-ю ударную и некоторые части 59-й армии. После серии неудачных операций по прорыву блокады Ленинграда наступательные действия Волховского и Ленинградского фронтов были перенесены на Любань. Но для активного развития наступления уже не было сил. Замкнуть кольцо
окружения группировки немецких войск под Любанью не удалось. Враг был сильнее. Вклинившись глубоко в расположение противника, 2-я ударная захватила большой лесисто-болотистый район. Наступательные действия прекратились и перешли в оборонительные. До середины мая еще удалось вывести оттуда несколько соединений и частей, а уже к началу июня армия была взята в кольцо немецкими войсками. Район, занимаемый ею, простреливался немецкой артиллерией на всю глубину - вот до каких размеров он сократился за три месяца. Ночное небо было единственной дорогой, связывающей с фронтом людей, попавших в окружение. Маленькие У-2, скромные труженики войны, каждую ночь неутомимо и дерзновенно проходили сквозь стены вражеского заградительного огня, переправляя своим продукты, медикаменты, боеприпасы, а на обратном пути - вывозя раненых. Специально подготовленные экипажи забрасывали разведчиков на территорию, захваченную немецкими войсками. На поражение объектов противника летали все. После полета - традиционные сто грамм для снятия стресса. Только, говорят, не помогало это средство, особенно мальчикам, еще не привыкшим к спиртному. За время полета скулы немели так, как будто хотели окаменеть. После ночных свиданий со смертью в эскадрильях 660-го авиационного полка не досчитывались по утрам двух-трех экипажей. 158-й вылет пилота Анатолия Некрасова и его штурмана Андрея Маринюка был вылетом на поражение немецких блиндажей и окопов. Огненная преграда, созданная зенитной артиллерией противника, не давала краснозвездному "кукурузнику" вынырнуть на трассу. Некрасов отвел самолет раз, другой... На какое-то мгновение зенитный огонь переметнулся в другую сторону. Самолет вышел на трассу, и тут оба - и пилот, и штурман - внезапно и одновременно увидели автоколонну, движущуюся по дороге, выстланной из бревен на болотной хляби. Решение приняли также одновременно. Почти касаясь верхушек деревьев, пилот повел самолет над движущейся колонной, штурман ловко освобождал взрывные кассеты. Около двухсот килограммов самовозгорающихся мини-бомб, вырвавшись на свободу, попадали точно в цель, превращая все в огонь... Другие экипажи, ставшие очевидцами огненного фейерверка в ту памятную ночь, подтвердят достоверность происшедшего. Фронтовая разведка назовет точное количество уничтоженных единиц автотехники противника, груженной боеприпасами и горючим. Полковое начальство оформит документы на представление отважного экипажа к званию Героя Советского Союза...
В ноябре сорок второго фронтовая газета "На разгром врага" в скромной заметке расскажет о событиях огненной майской ночи. Заканчивалась заметка оптимистично: "Когда самолет, прокатившись по аэродрому, остановился, подбежавшие к нему техники вынули из кабины бесчувственных людей. Заботы врачей залечили их раны. Маринюк снова летает. Скоро вернется в строй и Некрасов. Орденами Ленина отметило Советское правительство их замечательный боевой подвиг". В одном ошибся фронтовой корреспондент - не мог Некрасов вернуться в боевой строй. И орден Ленина, вторую боевую награду, вручали ему на родной земле, в Кемерове. Еще не были сняты повязки, еще болели раны... Но это будет позже. Тогда же на фронте суждено было случиться еще одному памятному событию. Крепко держала в своих объятиях пилота Некрасова койка полковой медсанчасти. Медленно, очень медленно возвращались силы. Вот такого, лежачего и обессиленного, успела застать его на фронте первая боевая награда. Выстроен полк, произносятся речи, поднимающие дух бойцов. Некрасов - на носилках, Маринюк рядом - на костылях. Они - герои дня. Полковые командиры прикручивают обоим ордена боевого Красного Знамени. Так была отмечена сотня вылетов известного в полку отважного экипажа...
- А ведь я мечтал летать на больших самолетах, - грустно улыбаясь, говорит совсем уже седой подполковник в отставке Анатолий Флегонтович Некрасов. - Здесь, в Кемерове, наша семья жила в землянке неподалеку от тогдашнего аэроклуба. Учебные самолеты кружили прямо над землянкой. Кружили и манили. Слушаю - и дух захватывает: как будто нет ни времени, ни пространства. В повлажневших глазах ветерана из каких-то тайных глубин оживает отблеск непостижимо далекой, простреленной навылет весной сорок второго большой, огромной птицы-мечты. Это - боль, пронесенная через десятилетия; для него же будто все случилось вчера: и мечта, и Волховский фронт...
- В сороковом я закончил учебу в аэроклубе, - продолжает Некрасов. - Был в те годы комсомольский призыв подготовить для страны 150 тысяч летчиков. Из школы, где я учился, теперь это школа имени Сарыгина, выбрали несколько ребят. В том числе и
меня. После Кемеровского аэроклуба - Новосибирская военно-авиационная школа, знаменитая 31-я, подготовившая сотни отважных военных соколов. Учились летать в основном на средних бомбардировщиках. Гром войны, расколовший июньским утром сорок первого чистое небо над советской страной, гулким эхом прокатился до самых до окраин. Программа подготовки летчиков в военно-авиационной школе пополнилась новыми элементами, имитирующими фронтовую обстановку. Сержант Анатолий Некрасов
добросовестно трудился в небе над решением усложненных задач. Учебный бомбардировщик, как прирученный птенец, был послушен в его руках.
Командование авиационной школы рекомендовало Некрасова в числе тридцати лучших летчиков инструктором в Среднеазиатский военный округ. В авиашколе во Фрунзе летчиков-сибиряков ждали беззащитные "кукурузники" (большие самолеты ушли на фронт) и мальчики-новобранцы, призванные к службе в армии. Вот таким обманчивым оказался август 1941-го для летчика-инструктора Некрасова. Взлет, посадка, ориентация по приборам в ночном небе - ускоренная программа обучения. А уже осенью зачисленные в 660-й ночной легкобомбардировочный авиационный полк, летчики с разобранными и уложенными в железнодорожные вагоны учебными самолетами отправились на Волховский фронт в состав 59-й армии.
Первая бомбежка, первая выкуренная папироса, первые сто грамм...
А маме в Кемерово иногда приходили денежные переводы. Не знала неграмотная женщина о том, что у летчиков на войне оплачивался каждый боевой вылет. Наверное, сжималось в тревоге ее сердце от пересудов соседушек, сыновья и мужья которых не летали на
самолетах. Сумма в десять тысяч рублей внесла смятение на улицу Сакко. Никто из ее жителей не мог себе представить, что парень с их улицы, сотню раз встретившись со смертью в ночном небе, таким образом напомнил о себе... В госпиталь, где из руки сына военные хирурги выковыривали осколки от разорвавшейся пули и решали - сохранить или отрезать искореженную руку, пришло письмо, написанное незнакомой рукой. В письме от имени матери высказывалось сомнение по поводу денег, присланных с войны: нет ли тут какого мародерства. Это письмо еще одним осколком вонзилось в Некрасова. Показал письмо комиссару. "Будь спокоен, старшина", - сказал тот. И... организовал летчику усиленное питание, усиленное внимание со стороны медперсонала...
Военные госпитали Вологды, Урала. Долечивал уже не сгибающуюся в локте руку в кемеровском госпитале 1230, расположенном в той самой школе, в которой он учился перед войной.
- Мне двадцать лет. Не окончена война. Я списан на инвалидность, - говорит Некрасов, разглаживая левой рукой онемевшие скулы.
К инвалиду войны отнеслись чутко, определив на легкий труд. Какое-то время поработал инспектором в спецсвязи, еще несколько месяцев - председателем оргбюро в обкоме профсоюза связистов. Жалость - плохой помощник в переломные моменты. Говорят, cудьба - это выдумка людей впечатлительных. Не знаю. Может быть. Но вот в жизни Некрасова есть манящая высота неба. И тогда, на изломе жизни, искалеченному войной юноше небо
приветливо улыбнулось. Редкий случай, когда приговоренного медкомиссией к инвалидности человека берут на военную службу в органы государственной безопасности. Не менее редкий случай, когда в руководстве этой службы - спортивный летчик, околдованный небом. Летчик-любитель комбриг Шамарин вырвал из наступающей
депрессии военного летчика Некрасова. От разговоров о небе перешли к разговорам о предстоящей, еще не понятной для фронтовика новой работе. Комбриг направил Некрасова на оперативную работу, где требовались отвага, решительность и находчивость. Как в боевом полете...
Рука становилась все более послушной, а жизнь - наполненной своими бесконечно разнообразными проявлениями.
Некрасов женился на самой красивой девушке по имени Зоя. Она из той же деревни, где он родился. Это недалеко от Кемерова. Сейчас, прожив вместе, как говорится, душа в душу и рука об руку 55 лет, он шутя говорит ей иногда: "Зоя, ты радуйся, что я с неба свалился на твою голову". По настоянию Зои он заочно закончил Московский планово-экономический институт, сама же Зоя уже с двумя дочками на руках поступила в Кемеровский пединститут. Более тридцати лет уважаемая Зоя Александровна Некрасова отработала в
школах города учителем физики. Анатолий Флегонтович 33 года отслужил в госбезопасности, 25 из них - в контрразведке.
- В нынешнем сезоне не удалось на охоту выехать, - перебирая на столе разложенные фотографии, говорит Анатолий Флегонтович. Найдя нужное, показывает снимок, сделанный... на рыбалке.
- А вы знаете, - говорит он в задумчивости, - загнанный на охоте заяц перед смертью плачет, как ребенок. Во время охоты почему-то забываешь про это...
Левой рукой он продолжает перебирать фотографии. Я уже догадываюсь, какую именно он ищет.
- Вот он, мой штурман. Уже старый, совсем старик.
Бережно передает мне снимок Анатолий Флегонтович. Андрея Маринюка разыскал Некрасов после войны через Минобороны. Обосновался его кровный побратим в Черкасах на Украине. Работал школьным учителем математики. Вырастил с женой дочь. Теперь из Подмосковья пишут ему письма внуки. Побывав в гостях у своего фронтового брата, Анатолий Флегонтович приложил усилия, чтобы выхлопотать для него квартиру. В другой раз настоял на том, чтобы Андрей Иванович прошел медкомиссию в военном госпитале. Про его ранения, как оказалось, никто не знал. А это какая-никакая прибавка к пенсии, льготы по части медицины. К старости встречи с медиками становятся все чаще и чаще. Пуля-то до сих пор сидит в теле штурмана, прижилась... В первую их встречу рассказал штурман о том, как он в ту майскую ночь сорок второго взял в свои руки управление самолетом, как от растерянности и накатившего страха уводил его на немыслимую высоту, о том, как изумились авиатехники, посчитав пробоины на "кукурузнике" (около шестидесяти их было). До конца войны Андрей Маринюк пролетал штурманом. Попробовал было пересесть на место летчика, но... Не летчик он, а штурман.
- Это я научил его немного управлять самолетом, - вспоминает Некрасов. - Скорость небольшая - я сейчас легковую машину вожу быстрее - над своим аэродромом можно было покружить немного. Вот и кружил иногда мой штурман.
Может быть, именно эти неуставные уроки спасли им обоим жизнь.
Из 660-го авиационного полка в живых осталось только двое - Некрасов и Маринюк. Три раза встречались они после войны, письма же пишут друг другу по сей день... Не знаю, правильно ли я поступила, взяв сочинение школьника Димы Тихомирова без его
разрешения. Я надеюсь, он простит деда, а заодно и меня. Да и процитировать я хочу всего лишь маленький кусочек из его замечательного сочинения, по достоинству отмеченного пятеркой: "...Пушистый снег летит и летит мне навстречу. Его уже так много, что мне становится все труднее и труднее идти. Но я иду, задумавшись, к дедушке с бабушкой на улицу Весеннюю. От парка станет легче идти под горку. А пока я вспоминаю рассказы деда о войне. Ведь это летящий снег напомнил мне один из них. Это было в декабре 1941 года. Снегу выпало много. Мой дед, тогда еще просто 19-летний летчик Толя Некрасов, совершил вынужденную посадку в лесу под Ленинградом. Заглох мотор. Сутки шел Толя по глубокому снегу с плиткой шоколада и ракетницей в кармане. И вот будто это не Толя, а я сам бреду по тому снегу, с трудом переставляя ноги. А снег все идет и идет. Сквозь пелену я вижу бугор, медленно взбираюсь на него. И... какая радость пронзила меня: ведь это железная дорога! Теперь я почти дома. Ну а сколько радости было в полку: ведь ребята считали меня уже погибшим...".
...Жизнь продолжается, старшина!
11.05.2000, Кузнецкий край

660-й легкий бомбардировочный авиаполк 10 года 7 мес. назад #738

Вложение 21.2.JPG не найдено


СИЛАЕВ Геннадий Алексеевич, 31 сентября 1909 (1912) года рождения, уроженец Свердловской обл., г. Курган, русский, член ВКП(б) с 1930 года, призван Курганским РВК Свердловской обл., кадровый в РККА с 1931 года:
в 1931 г. окончил школу начсостава запаса Детское Село г. Ленинграда ЛВО,
в 1933 г. окончил в военную школу пилотов г. Одесса Украинской ССР,
в 1933 г. - пилот в 1-ом Корпусном авиаотряде часть № 1222 г. Вологда ЛВО,
в 1934-1936 г. инструктор-пилот - 14-я военная школа летчиков и летнабом им. К.Е. Ворошилова ПРИВО,
в 1936-1937 г. инструктор-пилот - 3-я военная школа летчиков и летчиков наблюдателей им. К.Е. Ворошилова ПРИВО,
в 1941 г. инструктор-пилот Ташкент СК ВАШ ВВС,
на фронте с 9 января 1942 года командир авиаэскадрильи 660-го авиаполка,
капитан - летчик, командир авиаэскадрильи, жена Силаева Нина Андриановна, г. Фрунзе ул. Алма-Атинская д. 25-б, 26.06.42 г. не вернулся с боевого задания, экипаж старшина Лазарев Г.Е.. Найден в районе д. Мясной Бор Новгородского района Маловишерской поисковой группой "Память" в апреле 2008 года, похоронен на военном кладбище Невская Дубровка Ленинградской области, ЦАМО РФ ф. 58 оп. 818883 д. 934 л. 49, ЦАМО РФ ф.56 оп.12220 д.54 л.31, ЦАМО РФ ф.368 оп.6289 д.4 Приказом Военного Совета Ленинградского фронта № 37/н от 19 мая 1942 г. награжден орденом "Красного Знамени", орден вручен 17.06.1942г. (наградной материал находится в деле № награды вручены: орден Кр. Знамя дата вручения 17.6.42 место вручения Волхов №№ ордена 22915 №№ орденск. докумен. 56167 примечание Пр.204)
Выписка из наградного листа:
Силаев Геннадий Алексеевич
старший лейтенант командир эскадрильи 660 Авиационного полка,
Представляется к ордену «Красное Знамя»
1912 год рождения, русский, в Красной Армии с 1931 года, чл. ВКП(б) с 1930 года
Участие в боях с 9 января 1942 года против немецко-фашистких войск на Волховском Фронте. призван Курганским РВК Свердловской области
660-й Авиационный полк ВВС КА
Краткое, конкретное изложение личного боевого подвига или заслуг:
Делу партии Ленина-Сталина и Социалистической Родине предан. С должностью командира АЭ справляется. Личный состав нацеливает на выполнение боевых заданий. Хорошо умеет организовать и руководить летной работой. В действующей армии с 9 января 1942 года. За время с 1 февраля по 14 марта с/г эскадрилья имеет 245 боевых ночных вылета с общим налетом 270 часов 25 минут. За это же время эскадрилья сбросила на головы фашистов 390 бомб разного калибра, которыми вызваны пожары и нанесен большой урон живой силе и технике противника. Сам тов. СИЛАЕВ имеет 4 боевых вылета. За период боевой работы эскадрильи - произведена бомбардировка ряда районов временно оккупированных фашистами как то: Любань, Большое и Малое Опочивалово, Трегубово, Чудово, Соснинская Пристань и др. Всего сброшено листовок на немецком и русском языках 806.000. Имеет индивидуальный налет 1956 часов.
Вывод:- За образцовое выполнение боевых заданий и специальных эскадрильей, которой командует т. САЛАЕВ Г.А.. За нанесенный ущерб живой силе и технике противника при защите Социалистической Родине тов. СИЛАЕВ Г.А. достоин представления к правительственной награде – ордену «КРАСНОЕ ЗНАМЯ»
Командир 660 Авиаполка Военком полка бат. комиссар
старший лейтенант Новиков Стасишин
16 марта 1942 года
Заключение высших начальников достоин представления к правительственной награде – ордену «КРАСНОЕ ЗНАМЯ»
Командующий ВВС 59 Армии комбриг Военный комиссар ВВС 59 Армии
Котельников полковой комиссар Сухачев
18 марта 1942 года
Заключение Командования ВВС Волховского фронта достоин награждения орденом «КРАСНОЕ ЗНАМЯ»
Командующий ВВС ВФ Военный комиссар ВВС ВФ
генерал-майор Авиации Журавлев Бригадный комиссар Горский
1 апреля 1942

1004.jpg
Последнее редактирование: 10 года 7 мес. назад от Командир Николаич.

660-й легкий бомбардировочный авиаполк 10 года 7 мес. назад #739

Судьба и предвидение капитана Силаева.
статья из журнала "Военная археология" Антона Торгашова

Апрель 2008 года на удивление выдался теплым, что для этих мест – редкость. Вахта только начиналась, но для поисковиков из Малой Вишеры, это был уже пятый день работы. На правый берег реки Полисть, решили пойти давно, хотя не раз там были, но видимо, что-то туда тянуло. Звук металлодетектора раздался неожиданно, ведь на этом месте они уже все обследовали. Под небольшим слоем листвы и дерна оказалась офицерская пряжка со звездой. Работа закипела. Среди останков стали попадаться металлические части от парашюта, они были обгоревшими ( видимо летчик пытался покинуть горевший самолет), вот и обойма от ТТ (самого пистолета найти не удалось), парашютный значок, перо от ручки, часы, и наконец-то самая долгожданная находка поисковика – медальон. Радость, к сожалению, оказалась преждевременной. Как и предыдущие вещи, медальон был обгоревшим и оплавленным, никакой информации в нем не сохранилось. Основная работа была закончена, решили перекусить. Но что-то не отпускало. Отдохнув, ребята продолжили поиски и были вознаграждены за свое упорство - Орден Боевого Красного Знамени, за номером № 22915, ведь по номеру можно установить имя того, кому он принадлежал.
Дальше - работа командира: поднять связи, и как можно скорее узнать, кто же был тем героем. Ведь если быстро установить личность найденного офицера, возможно, удастся найти родственников и пригласить их на захоронение.
Благодаря оперативности Штаба поисковой экспедиции Долина, уже к пятому мая удалось установить личность погибшего летчика.
Из личного дела капитана Силаева Геннадия Алексеевича:
Родился 31(?) сентября 1909 года, уроженец Свердловской области. Член ВКПб с 1930 года № билета 0277858. Из рабочих, профессия слесарь, женат. Образование: 4 группы начальной школы, окончил в 1925г. Окончил военную школу пилотов г. Одессы в 1933 году, партийного образования не имеет. Воинские звания: лейтенант -1937г 23.01. приказ № 075/П., старший лейтенант -1939г 31.07, приказ № 03450, капитан- 1942г 16.04. приказ№1912/3 Волховский фронт.
В походах не участвовал, ранений контузий не имел, почетно-революционных наград не имел.
Вывод из аттестации 1938 года: должности соответствует с присвоением воинского звания старший лейтенант. Особые отметки: в 1933г. объявлен строгий выговор за аварию самолета. Муж сестры Говорухин А., в 1938г арестован органами НКВД как немецкий шпион.
Карточки офицера: Служба в РККА с мая 1931 года. Школа начсостава запаса Детское село г. Ленинград ЛВО. С мая 1931г.- курсант, школа военных пилотов г.Одесса. С октября 1931г. курсант, 1 - го Корпусного авиаотряда часть 1222 , г. Вологда ЛВО пилот. С июля 1933г., 14 - ая военная школа летчиков и летнабов им К.Е. Ворошилова ПРИВО, приказ ВВС № 049, от 23 декабря 1934г., в январе 1936г. назначен инструктором пилотом, приказ № 1-5 9-1. С июля 1936г. 3 - я военная школа летчиков и летчиков наблюдателей им К.Е. Ворошилова ПРИВО, инструктор пилот, приказ № 088 от 20.07.1936г.. В той же части инструктор пилот, с января1937г. приказ НКО № 075/п.. С 1941 года Ташкентская Высшая Авиационная Школа, инструктор пилот, помощник командира отряда, приказ ВВС № 051 от 15. 02. 1941г.. С 1942 года Командир эскадрильи 660 Авиаполка., приказ №036.
26.06.1942г. Не вернулся с боевого задания Управление ВВС Волховского фронта исх.№ 09322 , исключен из списка Красной Армии, как пропавший без вести 26.06.1942 приказ от 19.09.1942 ГУФКА № 0789.
К сожалению, ко времени захоронения всех найденных на этой вахте бойцов и командиров, родственников найти не удалось. Поэтому было принято решение, останки капитана захоронить во временном захоронении, и попытаться разыскать близких офицера. По данным ОБД Мемориал, в книге памяти и в донесениях о безвозвратных потерях, капитан Силаев Г.А. был призван Cормовским РВК Горьковской области, а по данным наградного листа призван Курганским РВК Свердловской области. Семья проживала в Киргизской ССР, в городе Фрунзе. Запросы были направлены в военкоматы города Курган и города Нижний Новгород, а также в Сормовский ЗАГС и по месту жительства, в республику Кыргызстан, в город Бишкек. Время шло, но, к сожалению, никакой информации поисковики не могли получить.
Прошло, полгода надежда найти кого-нибудь таяла. Попробовали обратиться в программу ”Жди меня” - безрезультатно. Тогда решили сами попытаться дозвониться до военкоматов, но результат оказался неутешительный, никакой информацией о летчике и там не располагали. Последнее, что оставалось - искать следы семьи в городе Бишкек. Но как, ведь это другое государство. И, наконец-то, повезло: благодаря сети интернет, среди огромного количества информации, совершенно случайно нашли телефонный справочник Кыргызтелеком. В нем можно найти любую информацию о человеке, достаточно вести адрес или фамилию или номер телефона. Силаевых оказалось всего двое. Первый звонок – мимо, такие здесь не живут. Со второго раза – ПОБЕДА. Правда сначала Нина Павловна (жена сына Геннадия Алексеевича) не понимала, про какого летчика идет речь, но минут через десять общения удалось получить всю информацию. К сожалению, сын не дождался радостной вести об отце, он умер в 2003 году.
Зато жива дочь Силаева Светлана Геннадьевна. Правда сейчас она не Силаева, а Бунеева и проживает в городе Орле, но есть адрес и телефон.
И вот, спустя несколько минут мы уже общаемся по телефону с самым близким человеком для капитана Силаева и, наверное, в тот момент и для всех нас.
Из воспоминаний Силаевой Светланы Геннадьевны:
Я сначала не поверила, когда мне позвонили ребята и сообщили, что они нашли моего отца. Ведь я всю жизнь прожила без отца. Я родилась 28 января 1942 года, а он ушел на фронт в 1941 году и меня никогда не видел. Я все детство надеялась, что он вернется, я никогда не знала, что такое отец. Жили мы не очень хорошо, а когда пришло извещение, что отец без вести пропал, стали жить вообще как изгои. Все вокруг считали, что если без вести, значит или в плен попал или еще хуже к фашистам перешел служить. И мама, сколько не ходила и не просила так никакой помощи нам не дали. У меня от отца осталась, только обертка от шоколадки, на ней детские лица нарисованы. Он когда на фронт уходил, рядом с одним личиком девочки написал Светлана. Поэтому когда я родилась, меня Светой и назвали. А когда прошло несколько лет, кто-то из родных заметил, что фото на обертке и я очень похожи. Вот такой был отец, заранее предугадал, что девочка будет, и даже как будет выглядеть.
Казалось, что самое сложное уже позади. Ведь какая серьезная работа была уже проведена. Но, наверное, это была только середина пути, которую предстояло пройти поисковикам вместе с семьей Силаевых.
Самое главное, как можно скорее провести захоронение со всеми воинскими почестями, героя-летчика. Всем казалось, что лучший вариант - это город Орел, город воинской славы, город первого салюта. В этом городе всегда будут жить самые близкие для него люди. Они всегда будут приходить, возлагать цветы, ухаживать за могилой. Но здесь начались серьезные проблемы. Непонятно по каким причинам, Военкомат отказал родственникам капитана Силаева в захоронении. Хотя одна причина, похоже, все-таки была. Нужно было провести анализ ДНК, зачем, почему, и кто бы за это платил, для всех осталась загадкой. Ведь все документы доказывающие родство были собраны. А также официальный ответ из Центрального Архива Министерства Обороны, о вручении Ордена Боевого Красного Знамени №22915, капитану Силаеву Геннадию Алексеевичу. И естественно Акт эксгумации, из Поискового Объединения “Долина”.
Выдержка из боевого пути 660 авиаполка:
660-й смешанный авиационный полк он же 660-й легкобомбардировочный авиационный полк. Командир полка П.С.Новиков в действующей армии: 31.01.42 - 05.03.43 г.г.
В январе 194г. входил в состав 14 ВА.
В марте 1943г., был расформирован.
9 февраля 1942г. ВВС общевойсковых армий на участке прорыва усилили
дополнительно 181 самолетом Р-5, P-Z и У-2. 2-я ударная армия получила из
этого пополнения три полка, два полка получила 54-я армия Ленинградского
фронта, по два полка получили 4-я и 52-я армии. Все девять перечисленных
авиаполков - 657, 658, 660, 662, 667, 673, 689, 696, 697 - приняли участие в
поддержке наступления советских войск. С марта по июнь, в связи с частым
нарушением противником коммуникаций 2-й ударной армии и введенного в прорыв 13-го кавалерийского корпуса, а также из-за весенней распутицы, ночные бомбардировочные полки выполняли задачи по снабжению войск и эвакуации тяжелораненых. При этом боевые задачи с этих соединений не снимались. Лишь 658 авиаполк за означенный период совершил 1606 боевых вылетов, сбросив 642т. бомб. За март-апрель ночники доставили окруженным войскам 2-й армии, 13-му кавкорпусу и 378-й стрелковой дивизии более тысячи тонн продовольствия, фуража, боеприпасов и других грузов, эвакуировали 676 тяжелораненых солдат и офицеров, переправили и обоих направлениях 76 офицеров связи. Хотя Любанская операция стала далеко не самой удачной операцией Красной Армии, советская авиация проявила себя в ней весьма неплохо. Было совершено 27774 самолетовылетов.
Раз не получилось в Орле, то вариантов оставалось всего два. Или это Воинское захоронение в деревне Мясной бор, но это очень далеко от всех родных капитана Силаева, и лишний раз, сложно туда приехать, навестить могилу. Или попробовать в Санкт-Петербурге, ведь именно при попытке прорвать блокаду Ленинграда погиб капитан Силаев, и вся 2-ая ударная армия. Тем более, что в этом городе, как, оказалось, тоже проживают родственники летчика.
Из воспоминаний Парфенова Бориса Алексеевича, родного племянника Силаева Геннадия Алексеевича:
Это мы сейчас живем в Санкт-Петербурге, а в начале войны мы жили в Москве на Колхозной площади, так называемой «Иностранке», в Панкратьевском переулке. Мне в начале 1942 года, шесть лет было, когда в начале января дядя мой Геннадий, приехал к нам домой с двумя своими сослуживцами. Все летчики, красавцы в форме в летной. Конечно, мы мальчишки им завидовали. Они приехали в Москву получать самолеты, переночевали одну ночь и уехали на фронт. Помню, дядя высокий был, у нас люстра в комнате висела, так он ее все время головой задевал. А когда уезжал от нас, подарил мне фонарик военный трехцветный, представляете, как мне все завидовали.
Краткое, конкретное изложение личного боевого подвига или заслуг:
Капитан Силаев Геннадий Алексеевич- Командир эскадрильи 660 Авиационного полка.
Делу партии Ленина-Сталина и Социалистической Родине предан.
С должностью командира Авиаэскадрильи справляется. Личный состав нацеливает на выполнение боевых заданий. Хорошо умеет организовывать и руководить лётной работой.
В действующей армии с 9 января 1942 года. За время с 1 февраля по 14
марта года эскадрилья имеет 245 боевых ночных вылета с общим налётом
270 часов 25 минут. За это же время эскадрилья сбросила на головы фашистов
390 бомб разного калибра, которыми вызваны пожары и нанесён большой урон
живой силе и технике противника. Сам товарищ Силаев имеет 4 боевых вылета. За период боевой работы эскадрильи произведена бомбардировка ряда районов временно оккупированных немцами как то: - Любань, Большое и Малое Опочивалово, Трегубово, Чудово, Соснинская Пристань и другие. Всего сброшено листовок на немецком и русском языках 806 тысяч. Имеет индивидуальный налёт 1956 часов.
В Ы В О Д : - За образцовое выполнение боевых и специальных заданий эскадрильей, которой командует товарищ Силаев Г.А. За нанесённый ущерб живой силе и технике противника при защите Социалистической Родине товарищ Силаев Г.А. достоин представления к правительственной награде – ордену «КРАСНОЕ ЗНАМЯ»
И вот спустя некоторое время, благодаря, усилиям Межрегионального Фонда по увековечению памяти погибших при защите отечества, поискового отряда «Невский пятачок» и администрации поселка Невская Дубровка было выбрано место захоронения на одноименном воинском мемориале в пригороде Санкт-Петербурга.
7 мая 2009 года в присутствии приехавших из Орла дочери капитана Силаева, Светланы Геннадьевны, внука Андрея и правнучки Светы, а также родственников проживающих в Санкт-Петербурге, спустя шестьдесят семь лет, под гимн России и траурный салют произведенный моряками-балтийцами, произошло торжественное захоронение останков героя-летчика. На погребении и митинге приуроченному к наступающему Дну победы присутствовали ветераны, школьники, поисковики многие другие, те, кому не безразлична судьба всех тех, кто отдал жизнь за Родину.
Точка во всей этой истории была поставлена 26 июня 2009года, в день смерти летчика, когда на воинском мемориале “Невская Дубровка” был открыт памятник капитану Силаеву Геннадию Алексеевичу, установленный на деньги поисковиков.
А отношения между Маловишерским поисковым отрядом и семьей Силаевых продолжаются, как будто какая-то незримая нить их связывает, и будет связывать все оставшееся время.
Посткриптум.
На часах, найденных, на месте гибели летчика, время остановилось на отметке один час пятьдесят минут. Так как они летали в основном ночью, то, скорее всего самолет был сбит именно в это время суток. А ведь даже в конце июня в этих местах ночи очень светлые, сказывается близость Санкт-Петербурга с его знаменитыми белыми ночами. И ночной бомбардировщик, будь это Р-5 или У-2 в таком небе виден как на ладони.
Заведомо зная, что противник может легко их заметить, советские летчики все равно шли на задание. Остается только восхищаться мужеством этих людей! Вечная им память!

00094--4.jpg
Вложения:
Последнее редактирование: 10 года 7 мес. назад от Командир Николаич.

660-й легкий бомбардировочный авиаполк 10 года 7 мес. назад #740

00093-.1.jpg


Курсант Силаев

00093-.2.jpg


00091-.jpg



Найденные личные вещи и орден "Красного Знамени", знак "Парашютиста", карманные часы, обгоревший медальон,часть от чернильной ручки, пряжка от офицерского ремня.
Вложения:
Последнее редактирование: 10 года 7 мес. назад от Командир Николаич.

660-й легкий бомбардировочный авиаполк 10 года 7 мес. назад #741

Весна, апрель 2008 года, Мясной Бор.
В ходе разведки были обнаружены останки Силаева Г.А. и его орден, по которому и узнали данные о летчике

IMGA0410.JPG


IMGA0422.JPG


IMGA0423.JPG
Последнее редактирование: 10 года 7 мес. назад от Командир Николаич.
  • Страница:
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
Работает на Kunena форум