Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня
  • Страница:
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4

ТЕМА: летчик Николай Кузьмич Лошаков

летчик Николай Кузьмич Лошаков 10 года 7 мес. назад #763

Возьму на себя смелость и опубликую в теме часть книги.

Герои и жертвы : летчики Великой Отечественной : документальное повествование в 2 книгах. Кн. 1. Летчик Николай Лошаков / Авт.-сост. Ц. И. Зильберг ; ГБУ РК «Национальная библиотека Республики Коми», отд. патентно-тех. и эконом. лит-ры. – Сыктывкар, 2012. – 44 с. : ил.

Герои и жертвы : летчики Великой Отечественной :


автор Циля Израйлевна Зильберг


К читателям

Перед Вами документальное повествование, посвященное еще недостаточно изученной и мало известной широкому кругу читателей теме - героическим захватам и побегам летчиков на самолетах в различных войнах. В начале изучения многие считали, что это были только единичные случаи. В дальнейшем военные историки, журналисты, поисковики, родственники и просто заинтересованные ЛЮДИ, работая в архивах, беседуя со свидетелями, и в результате других действий выяснили, что таких побегов было немало. Особенно нужно отметить огромную работу в этой области военного историка, юриста, В. Звягинцева.
Изучение истории побегов привело к тому, что стали появляться материалы относящиеся уже к далеким от нас временам - Первой мировой и гражданской войн, а затем и ко Второй мировой и Великой Отечественной войнам. Каждый факт побега уникален. Каждый летчик - героический и мужественный человек. Все побеги были сопряжены с риском для жизни.
Документальное повествование названо: «Герои и жертвы: летчики». Название не случайное, так как многие из летчиков вместо наград несправедливо лишались воинских звании, многих арестовывали, они получали сроки, иногда до 20 лет, и отбывали наказание в лагерях и на каторге. Долгие годы они ожидали реабилитации: снятия с них позорных слов «изменник Родины».
Во время Великой Отечественной войны побеги летчиков из плена строго засекречивались, о них официально не сообщали, было одно или два сообщения в малотиражных фронтовых газетах. Еще многие годы уже после окончания Великой Отечественной войны эти факты не были известны.
Начиная с 60-70 годов прошлого столетия, военные историки, журналисты, наконец, получив возможность публиковать найденные ими материалы или же те сведения, которые получили от самих летчиков или их родственников.
До сегодняшнего дня, когда готовится это документальное повествование, выявляются новые факты, подробности, новые фамилии и имена. Но остается еще много неизвестных фактов и фамилий, которые появятся в будущем, так как интерес к этой теме очень велик, поиск идет непрерывно. И читатели узнают еще о многих, потрясающих воображение, удивительных событиях, связанных с побегами летчиков.
Документальное повествование состоит из двух книг.
Первая книга посвящена жизни и судьбе летчика Николая Ло¬шакова.
Вторая книга содержит хронику воздушных побегов из фашист¬ского плена и иных угонов самолетов из-за линии фронта.
Автор-составитель «Хроники» Юрий Викторович Дунаев про¬делал большую поисковую и исследовательскую работу, благодаря чему удалось впервые объединить в одной книге уже известные и малоизвестные факты и события. До него еще никто такую работу не проводил.
Документальное повествование «Герои и жертвы: летчики Великой Отечественной» - это то малое, что авторы-составители Ц. И. Зильберг и Ю. В. Дунаев смогли сделать по увековечиванию памяти о замечательных подвигах летчиков разных народов и раз¬ных стран.
В книгах использованы: официальные материалы из фондов Национальной библиотеки РК, других библиотек, архивов, музеев, личной переписки и других источников. Сбор материалов для книг закончен 1 февраля 2012 года.

Жизненный путь Н.К. Лошакова

Детство и юность.

О детских и юношеских годах Коли Лошакова известно очень немного, только то, что он сам сообщил в своей автобиографии.
Родился он 17 декабря 1923 года в селе Малинино Тимашевско¬го района Краснодарского края в семье крестьянина - середняка. Отец, Кузьма Иванович, родом из села Малинино. Мать, Анна Ани¬симовна, тоже уроженка этого села. В семье еще росла дочь Лидия 1932 года рождения.
В 1930 году Коля поступил в начальную школу, в этом же году отец вступил в колхоз «Чекист». Через год, по семейным обстоятель¬ствам, семья переехала в станицу Тимашевскую. Коля продолжал учиться в начальной школе им. Белинского, а затем был переведен в среднюю школу им. Герцена, где учился до 10 класса.
У Коли были хорошие способности к рисованию. Учитель всегда его хвалил и прочил ему большое художественное будущее. У Коли был еще прекрасный четкий почерк, поэтому с четвертого класса он избирался редактором классной газеты и членом редколлегии школьной газеты «Авангард». В 1939 году был избран редактором этой газеты. В 1937 году он был принят в члены ВПКСМ.
Довоенная молодежь увлекалась летным делом. В стране было много аэроклубов «Осоавиахима». Был такой и в Краснодаре. 22 но¬ября 1940 года райком комсомола Тимашевской станицы направил 13 комсомольцев из 10 класса, в том числе и Колю Лошакова, на учебу в аэроклуб г. Краснодара. После окончания учебы в аэроклубе 30 апреля 1941 года Николай получил звание пилота и был направ¬лен на учебу в Краснодарскую военно-авиационную школу пилотов (КВАШП). С 5 мая 1941 года он курсант этой школы. Учебу закончил 30 мая 1942 года в звании сержанта. Получил военную профессию летчика-истребителя. И в аэроклубе, и в школе пилотов Николай избирался редактором отрядной, а затем эскадрильной газет. За отличную¬ боевую и политическую подготовку 8 марта 1942 года он был принят кандидатом в члены ВКП(б). А было ему в это время всего 18 лет. Так рано в то время не принимали в партию, но уже шла война, и правила изменились. Фронту нужны были военные летчики, и Николай направляется на дальнейшую учебу в город Кадников Вологодской области в 27-й запасной авиаполк. Там он с 1 апреля по 17 сентября 1942 года изучал устройство иностранных самолетов типа «Харрикейн» и «Tандерболт». Еще два месяца, с 17 сен¬тября по 17 ноября 1942 года, Н. Лошаков находился в г. Черепов¬це в 15-ом отдельном учебно-тренировочном полку, где осваивал отечественные истребители типа ЯК-1Б. Как мы видим, летчик, несмотря на военное время, прошел хорошую школу подготовки. Бывший летчик знаменитого авиаполка «Нормандия-Неман - Ролан де ля Пуан в 2007 году написал, почему они выбрали самолет Як-1: «Он быстро взлетает и очень маневренный, его легко было ремон¬тировать. Его колеса позволяли садиться на неважные аэродромы, в кабине ничего лишнего. И видимость - лучший обзор, который я когда-либо видел у истребителей!».

Война. Ленинградский фронт

После окончания учебы в г. Череповце Николай Лошаков был направлен 18 ноября 1942 года летчиком-истребителем в 280-й ис¬требительный авиаполк 13-й Воздушной армии, защищавшей Ле¬нинград. Он прибыл на ленинградский фронт в еще очень трудное время. Фашисты постоянно бомбили город, а наши самолеты не да¬вали им возможности попадать в намеченные цели. Были большие потери у немцев и у нас тоже.
Вот в такое время Николай Лошаков был представлен команди¬ру звена, опытному летчику капитану Киму Баранову. Увидев перед собой молоденького паренька невысокого роста, он про себя поду¬мал: «Что же делать с таким пополнением?», но вслух ничего не ска¬зал, но Н. Лошаков угадал его мысли и улыбнулся. Баранов заметил его улыбку и спросил, почему он улыбается? Н. Лошаков ответил: «Так меня ж, товарищ капитан, еще в Краснодаре в летной школе предупреждали! Мол, ты, Лошаков, на доверие сразу не потянешь: ростом не вышел и состаришься не скоро». К. Баранов одобрительно глянул на новичка: «Бойкий и смышленый, вот что важно, а молодость - дело поправимое. Успеть бы состариться».
Николай Лошаков начал свои полеты в звене Баранова, его ве¬домым. После тренировочных, очень выматывающих полетов, на¬чались боевые вылеты. В первом же бою Лошакову удалось подбить «Мессершмит», который наседал на его соседа Виктора Тараскина. Машина врага вспыхнула, перевернулась и стала падать. Николай ошалело смотрел ей вслед. В ту же минуту он услышал голос К. Ба¬ранова, предупреждавший его об опасности. Так закончился его первый бой. Командир похвалил его с почином. Николай подумал «Победа - вот так это бывает». После приземления Николая все по¬здравляли, но по дороге с аэродрома К. Баранов ему сказал, что он уцелел чудом, так как, увлекшись, забыл следить за своими и чужими. К. Баранов его выручил, работая за себя и Н. Лошакова. Нико¬лай понял урок. Обещал быть более внимательным. Четвертым в их звене был Григорий Спасский. В таком составе они пролетали почти год. Это было чудо. При тяжелых боях, которые вели летчики, мно¬гие из них погибали, иногда не пролетав и месяца, а то и недели.
Об этом писал дважды Герой Советского Союза летчик¬ истребитель В. Д. Лавриненков: "У нас в полку существовал непи¬санный закон, по которому определялась пригодность молодых лет¬чиков к боевой работе. Если новичок участвовал в боях в течение недели (а это означало, что он около 15 раз побывал в перепалках) и, если его за это время не сбили, то он становился равноценным чле¬ном нашей дружной семьи. Очень важно, чтобы ведомый ни разу не отстал от своего ведущего, не бросил его, не позарился на «мессера» или «юнкерса», иногда так заманчиво встречавшихся на его пути. Без соблюдения всех этих требований невозможно было успешно выдержать испытание на зрелость..".
Это в дальнейшем подтвердил Николай Лошаков, рассказывая, как это с ним случилось.
Успех этого звена полностью был заслугой капитана Баранова.
Опытный, умный, воевавший с первых дней войны, он умело руково¬дил звеном, требовал от летчиков взаимовыручки и взаимодействия. За этот год Николай стал настоящим боевым летчиком, он участво¬вал в боевых вылетах в тыл врага для уничтожения там боевой тех¬ники и боеприпасов, участвовал в воздушных боях. Их звено сбило двадцать немецких самолетов. Ему присвоили звание младшего лей¬тенанта, а полк, в котором он служил, стал гвардейским (l4-й гвар¬дейский Краснознаменный истребительный авиаполк). К 27 мая 1943 года у Николая было уже 120 успешных боевых вылетов.
Это день начался, как обычно, с подготовки к выполнению за¬дания. Их звено в составе 13-ой воздушной армии вылетело на вы¬полнение особого задания, в этот день уже второго. Лошаков нахо¬дился над вражеской территорией в 60 километрах от Ленинграда на высоте 7000 метров. В это время мотор его самолета стал сдавать обороты, Командир капитан К. Баранов приказал Н. Лошакову воз¬вращаться на аэродром без прикрытия. Выполняя приказ, Николай направил самолет в сторону Ленинграда. Дальше идет рассказ само¬го Лошакова, взятый из его автобиографии: «Вот тут все и началось: с трудом отбившись от наседавшего на хвост ФВ-190, я увидел ниже себя на встречном курсе «Мессершмит-110», возвращавшийся с на¬шей стороны. Поддавшись искушению (как точно об этом написал В. Д. Лавриненков в ранее приведенной его цитате), я бросил свой ястребок на фашиста, открыл по нему в пикирующем положении огонь со всех точек, Ме-110 удалось убрать, но зато я оказался, че¬рез некоторое время, зажатым в «клещи» двумя ФВ-190. Из-за двух предыдущих «встреч» потерял время и высоту, а неисправный мо¬тор не давал вырваться из «клещей».
Н. Лошаков не знал, что выбраться из «клещей» фашистских самолетов помогли ему К. Баранов и Г. Спасский. Видя, как Н. Ло¬шаков ведет неравный бой с врагами, они их отвлекли от него, продолжая с ними сражаться. «Я был тяжело ранен в левую руку и левую ногу», - пишет дальше в своей автобиографии Н. Лошаков; «Самолет, изрешеченный пушечными и пулеметными выстрелами, загорелся. Мне удалось дотянуть горящий самолет до нашей терри¬тории и выпрыгнуть с парашютом из горящего самолета, но сильно дувший встречный ветер отнес меня, потерявшего сознание в воз¬духе, к окопам фрицев. Придя в сознание, я понял, что нахожусь в плену, и с этого момента мною руководило стремление, как только встану на ноги, как можно быстрее из плена бежать». Этот неравный бой наблюдали с земли. Видели, как горящий самолет упал на зем¬лю, а как выбрался летчик, не видели. В части решили, что летчик погиб, сгорел в самолете. Родным послали похоронку. Приводим ее текст.
Извещение
Ваш сын, летчик войсковой части 55711
Лошаков Николай Кузьмич
с.Малиновка Тимашевского р-на Краснодарского края
Погиб в воздушном бою в районе т. Мга. Сгорел в самолете.

В том же бою был сбит самолет В. Тараскина. Самолет врезался в землю и взорвался, В. Тараскин погиб.
Так, звено К. Баранова в одном бою потеряло сразу двух своих боевых товарищей.
Последнее редактирование: 10 года 6 мес. назад от Командир Николаич.

летчик Николай Кузьмич Лошаков 10 года 7 мес. назад #764

Плен. Немецкий лагерь

Но Н. Лошаков не погиб, а оказался в плену. Когда он очнул¬ся на операционном столе от боли (его оперировали без обезболи¬вающих средств), врачи извлекли из руки и ноги пули, он спросил: «Где я?», ему ответили, что «он в плену, так же как и они - русские врачи». Первый допрос немцы провели, как только Н. Лошаков оч¬нулся. Он сказал, что только что на фронт прибыл, и в первом же бою его сбили. Немцы поверили или сделали вид, что поверили де¬вятнадцатилетнему летчику. Когда его вынесли из операционной, то положили на настил около барака, где находились раненые во¬еннопленные. Ему было очень плохо, но на воздухе стало немного легче. Он ощупал себя, удивился, что его не раздели, а только отре¬зали рукав и одну штанину у комбинезона, машинально сунул руку в задний карман комбинезона и нащупал там твердую обложку кан¬дидатской карточки в члены ВКП(б). Он стал думать, как сохранить документ, хотя знал, что немцы коммунистов расстреливают. у него и мысли не было уничтожить билет. Найдя небольшую щелку в гип¬совой повязке, туда засунул карточку. Немцы могли в любую мину¬ту явиться, чтобы сделать обыск. В дальнейшем он прятал билет под стельку стоптанного башмака и хранил его там все время, пока был в плену. Раненые находились в бараке в ужасных условиях. Им поч¬ти не оказывали помощи, и они умирали друг за другом. Едва начав¬шего ходить Н. Лошакова отправили в лагерь для военнопленных. Их гнали пешком. Николай шел с трудом, опираясь на палку, и если бы не помощь товарищей, которые его поддерживали, не давая ему упасть, он бы не дошел до места. По дороге выяснилось. что, кроме него, в группе есть еще три летчика. Они обсуждали между собой возможность побега, но их выдал провокатор. Одного летчика рас¬стреляли, другому отрезали ногу, чтобы не мог бежать, а третьего отправили в концлагерь. Лошакова посадили в карцер. Там он еле выжил. Немцам нужны были русские летчики для "власовской" ар¬мии. Н. Лошакова стали склонять, чтобы он дал на это согласие, у него была одна цель - бежать из плена, и для этого нужно было выжить, и он дал свое согласие. Пока он еще совсем не выздоровел, его направили в лагерь для военнопленных вблизи города Острова. Пленных использовали для прокладки дороги. Там рядом находился аэродром, на котором тренировались немецкие летчики. Николай работал вместе со всеми. Караулил его толстенький добродушный солдат Отто Блатт, у которого в руках всегда была губная гармошка, на которой он наигрывал разные мелодии.
Каждый день Николай наблюдал, как поднимаются и садятся учебные самолеты «Шторх», Мысль бежать с этого аэродрома не по¬кидала его, но нужен был помощник. После предательства, когда их выдал провокатор, он боялся кому-либо довериться. Присматривал¬ся к тем, кто был с ним рядом. Через некоторое время помощник нашелся. Вернее, он сам обратился к нему. Это был Иван Денисюк, тоже военнопленный, который работал на заправке самолетов.
Иван Денисюк до войны жил В городе Бердичеве Житомирской области. Работал заправщиком самолетов. В армии взяли в разведку, два года успешно воевал, а однажды, когда разведчики охотились за «языком», немцы их захватили. Так Иван попал в плен. Пошел за¬правщиком самолетов с той же целью, что и Николай, быть поближе к самолетам, вдруг выдастся случай, и удастся бежать. Встреча этих двух людей была как бы определена судьбой, оба хотели одного и того же: бежать из плена, Иван Денисюк даже выучил немецкий язык, лишь для того, чтобы понимать, о чем говорят немцы, и ори¬ентироваться в обстановке. Однажды, когда О. Блатт играл на губ¬ной гармошке свою любимую песню «Васильки» русского поэта А. Апухтина (откуда только он ее знал?), Иван перевел с немецкого Николаю ее слова.
Постепенно они сблизились, стали доверять друг другу и разрабатывать ¬план побега. Н. Лошаков попросил Ивана срисовать ему приборную доску «Шторха». Русские девушки, работавшие в немецкой прачечной, передали им новенькую немецкую форму для Николая (девушкам пришлось рассказать о подготовке к по¬бегу). Много лет спустя одна из девушек, Анна Ивановна Яковлева (Иванова), вспоминала этот побег. Как они волновались за ребят и как радовались, когда побег удался.

Побег из плена

Стали выжидать удобного случая. Отто Блатт не очень усер¬дно следил за Н. Лошаковым, так как тот еще плохо передвигался. Николай же старался каждый день быть поблизости от аэродрома.
Немецкая форма была припрятана в кустах. Бежать они наметили 11 августа. Утром они незаметно пробрались в ангар, где находил¬ся самолет, но их чуть не заcтукали, и им пришлось оттуда уйти. Второй случай подвернулся ближе к вечеру. Комендант аэродрома Алоиз Мойзиш с летчиком Густавом Хойлером приземлились после тренировочного полета. Самолет коменданта был выкрашен в ярко¬красный цвет (этот фашист был пижоном), он находился на стоянке. Иван пошел якобы его заправлять, дал знак Николаю, который уже переоделся в немецкую форму и ждал этого знака. Бросив палку, Николай подбежал к самолету, влез в него, впившись глазами в при¬борную доску. Иван, выбив из-под колес самолета колодки, влез на второе место. Но поднять сразу самолет Н. Лошакову не удалось. В это время на аэродром садился другой «Шторх». Подождав, когда он приземлится, Николай быстро поднял самолет и, низко пролетев над комендантским домом, повел самолет на восток. Немцы в сума¬тохе не сразу сообразили, что произошло. На аэродроме было полно солдат и обслуживающего состава. Немецкая форма на Николае и Иване сбила их с толку. Когда же они разобрались, то беглецы уже были далеко. Во все части были посланы радиограммы с требовани¬ем сбить самолет. Был почти вечер, беглецы летели низко, зенитки били по ним. Прожекторы искали их в небе, был момент, когда про-жекторы чуть их не засекли. Николай сделал ложный выпад, бросив самолет вниз, и немцам показалось, что самолет сбит. Лететь бегле¬цам нужно было 300 километров до нашей территории. Топлива было мало, самолет получил девять пробоин, Николай снова был ра¬нен, но их уже ничем нельзя было остановить. На бреющем полете, они ночью, наконец, приземлились на поле вблизи деревни Бритино (Маловишерского района) Новгородской области. Самолет зарылся носом в землю, а беглецы, выбравшись из него, стали прыгать и кричать от радости. На поле были деревенские ребята. Увидев двух человек в немецкой форме, они не стали приближаться к самолету, а эти двое стали кричать ре¬бятам, что «они русские и бежали из немецкого плена». Среди ребят был и 16-летний Иван Кудряшов. он на всю жизнь запомнил этот случай, но о Кудряшове еще будет рассказано в дальнейшем. Ребя¬та дали знать взрослым, которые сообщили об этом в ближайшую войсковую часть. Прибыли «смершевцы» и 12 августа арестовали бе¬глецов по статье 58-1Б УК РСФСР. Статья предусматривала высшую меру наказания - расстрел. Сначала их допросили на месте, а потом отправили в Москву на Лубянку. Вот так Родина «встретила» героев, а они-то думали, что встреча будет совсем иной.
Дерзкий побег Н. Лошакова и И. Денисюка был одним из пер¬вых в этой войне. Прочитав немецкую радиограмму, наши солдаты не стали стрелять по беглецам, а следили за их побегом. Он зафик¬сирован в одном из томов «СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» краткая хроника, Воениздат, 1970, с. 440-441. Здесь все¬го несколько слов о побеге Н. Лошакова и И. Денисюка 11 августа 1943 года из плена на фашистском самолете. Эти строки навечно вписали их подвиг в историю Великой Отечественной войны.
О побеге официально паши ничего не сообщали, но солдатское радио разнесло весть по всем фронтам. Каждый фронт присваивал себе этот случай. В тяжелый военный 1943 год такая весть имела огромное патриотическое значение. Она вселяла мужество в солдат в их тяжелом ратном труде.

Возвращение. Арест. Наказание. Снова лагерь(но советский)

Дело Н. Лошакова и И. Денисюка рассматривалось особым сове¬щанием НКВД, их обвиняли в измене Родине, в том, что они добро¬вольно пошли в услужение врагу. При рассмотрении дела Н. Лоша¬кова судьи разошлись во мнении о его вине. Один из судей считал, что Н. Лошакова нужно признать невиновным. В плен он попал раненым в бессознательном состоянии, сохранил кандидатскую карточку, дав согласие идти во власовскую армию лишь с одной це¬лью - получить возможность бежать из плена, он в ней не служил. Действительно, если бы он был изменником, он бы остался у нем¬цев, а не вернулся бы к своим. Но доводы судьи не были остальными членами суда признаны, и Н. Лошакова 4 декабря 1943 года осудили и дали три года пребывания в лагере, и это был легкий приговор, а не расстрел. И. Денисюку за то, что он работал у немцев, дали двад¬цать лет каторжных работ (тоже не расстрел) и сослали в Сибирь. Этому нельзя удивляться, как оказалось, в «гуманном» советском Уголовном кодексе (УК РСФСР) не было оправдательных пригово¬ров. Даже если человек оказывался невиновным, ему все равно гро¬зила тюрьма.
Представим себе, что Лошаков был оправдан и направлен вновь на фронт. Летчик, уже имевший опыт - 120 боевых вылетов и не¬сколько сбитых самолетов, попав вновь на фронт, пройдя немецкий плен и лагерь, наверняка дрался бы с немцами еще более ожесточенно. И можно быть уверенным, что он вполне мог дослужиться до звания Героя Советского Союза. Но ему не дали это сделать, а вместо этого он, боевой летчик, оказался в лагере города Воркуты на общих работах.
Во второй книге документального повествования «Герои и жерт¬вы» читатели узнают о случаях, когда после плена летчики возвра¬щались в строй и удостаивались не только званий «Героя Советского Союза», но были среди них и дважды «Герою».
Карточка личного учета заполнена на Н. Лошаком 31 янва¬ря 1944 года. В графе «судимость» записано, что «осужден ОСа НКВД за измену во время пребывания в плену на три года с 12 ав¬густа 1943 года до 12 августа 1946 года». В лагере Н. Лошаков зна¬чился за транспортным отцепом, откуда был освобожден 12 августа 1945 года со снятием судимости, но клеймо «изменника Родины» с него не сняли.

летчик Николай Кузьмич Лошаков 10 года 7 мес. назад #765

Освобождение. Лошаков - начальник аэропорта.

В августе месяце 1945 года, после освобождения, Н. Лошаков был назначен авиамотористом в авиаотряд комбината «Воркутауголь» МВД, а уже в октябре месяце этого же года приказом начальника КВУ МВД генерал-майора М. М. Мальцева Н. Лошаков назначен начальником центрального аэропорта авиаотряда КВУ МВД. Одно-временно Н. Лошаков исполнял обязанности начальника штаба и вел все секретарские работы по авиаотряду (здесь пригодился его исключительно четкий и красивый почерк).
Удивляет сам факт назначения Н. Лошакова начальником стра¬тегического объекта, когда с него не снято обвинение в измене роди¬не. Видимо, начальство «Воркутлага» прекрасно знало, что Н. Лоша¬ков ни в чем не виновен, как и большинство заключенных. Николай Лошаков стал жертвой сталинского режима. Невольно хочется на¬звать его героем и жертвой того времени. Можно представить себе состояние Николая Лошакова: быть рядом с самолетами и не иметь права на них летать, как было проще тогда, в плену, когда никако¬го сомнения не было, угнать самолет или нет. Тем не менее, Н. Ло¬шаков не просто работал в новой должности, а отлично справлялся с ней.
Приводим характеристики о работе Лошакова в то время.
ХАРАКТЕРИСТИКА
На бывшего начальника центрального аэропорта авиаотряда
КВУ МВД СССР тов. ЛОIIIAКОВА Николая Кузьмича

Тов.Лошаков начал свою работу в авиаотряде КВУ МВД с августа 1945 года в должности авиамоториста. За хорошую работу и проявление способности в октябре 1945 года тов. Лошаков был назначен на должность начальника центрального аэропорта авиаотряда КВУ приказом КВУ МВД генерал-майором тов. Мальцевым. Наряду с должностью начальника аэропорта тов. Лошаков исполнял обязанности начальника штаба с выполнением секретарских работ по авиаотряду.
За весь период работы тов. Лошаков проявил себя выносливым, энергичным, способным работником, добросовестно и аккуратно относившийся к выполнению всех заданий командования авиаотряда и комбината, особенно проявил себя при выполнении особого задания по спасению людей со льдины потерпевших аварию самолета в Байдарацской губе и при розысках пропавшего экипажа командира авиаотряда тов. Зайцева в январе 1947 года.
Несмотря на суровые условия Заполярья т. Лошаков держал в постоянной готовности аэродром для приема всех типов самолетов на колесах и лыжах в зависимости от времени года, не имея при этом ни единого случая летного происшествия из-за неготовности аэродрома.
За хорошую работу в авиаотряде КВУ т. Лошаков неоднократно был премирован, имеет ряд благодарностей, не имеет ни одного взыскания.
В быту и личной жизни т.Лошаков чуткий и отзывчивый товарищ, за что заслуженно пользовался уважением среди сотрудников авиаотряда КВУ.
В политико-моральном отношении устойчив, проявил себя преданным интересам своего Советского государства и мероприятий, проводимых партией и правительством.

Зам.Начальника комбината Воркутауголь майор /Чепита/
Нач. политотдела КВУ МВД подполковник/Иванов/
Зам.Нач.Управления КВУ по кадрам капитан/Иванов/
Командир Авиаотряда КВУМВД лейтенант/Ястребов/

Примечание: Характеристика выдана Лошакову Н.К. в 1948 году в связи с переходом на работу в шахту. Копия характеристики нахо¬дится в личном архиве Ц.И. Зильберг.

Депутат Верховного Совета Союза СССР КОПИЯ
И.П. Мазурук 26 декабря 1946 г.
Москва
ул. Разина 9 ГУСМП
Отзыв
О работе экипажей самолета ПО-2С авиаотряда «Воркутауголь» за время операции по спасению людей потерпевших аварию на само¬лете Н-400.
За время работы по выводу людей и грузов с самолета Н-400, на¬ходящегося на Байдарацкой губы в Усть-Кару, экипажи самолетов ПО-2С ЭМЕРИКА и СИТНИКОВА проявили отличное уменье в подготовке самолетов к полету, а также в выполнении самих полетов в сложных условиях полярной зимы и коротких сумерек.
Полеты проводились над Байдарацкой губой с посадкой на стро¬го ограниченной площадке, окруженной большими торосами льда около самолета Н-400, с чем летчики отлично справились. Экипажи выполнили все задания с большой настойчивостью и самоотвержен¬ностью. Отличное летное мастерство пилота СИТНИКОВА при от¬казе мотора над торосистыми льдами, позволило ему выйти из опас¬ного положения без вреда для жизни и здоровья людей, находящихся на борту самолета.

Начальник управления Полярной авиации Герой Советского Союза
Генерал-майор авиации (Мазурук)

Верно: Нач. аэропорта /печать № 20 комбинат «Воркутауголь» /подпись
КВУ МВД ВД СССР / Лошаков/
Секретарю Воркутинского ГК КПСС Товарищу Попову А. А.
При этом направляю характеристику на начальника участка № 2 шахты № 40 комбината Воркутауголь тов. Лошакова Н.К. и хо¬датайствую об его утверждении в должности начальника участка шахты № 40 комбината Воркутауголь.

Начальник шахты № 40 В.Третинский
28 июля 1961
исх № 55/445

Характеристика

На начальника участка № 2 шахты № 40 комбината
Воркутауголь Лошакова Николая Кузьмича

Лошаков Н.К. 1923 года рождения, по национальности русский, член КПСС. Женат. Образование среднее техническое. Окончил горный техникум в 1959 году. Специальность горный техник.
Тов. Лошаков Н.К. на шахте № 40работает с 1 сентября 1956 года в должности начальника № 2 по настоящее время. Участок, руководимый тов. Лошаковым Н.К., систематически из года в год выполняет и перевыполняет Государственный план и социалистические обязательства. В 1959 году участок выполнил план на 100.5%, в 1960г.-103.3%. За правильную организацию труда и высокие показатели в работе, участку в апреле 1960 года присвоено звание "Участка Коммунистического труда".
Тов. Лошаков Н.К. пользуется заслуженным авторитетом среди рабочих, чуткий и отзывчивый товарищ. Требователен к себе подчиненным. Неоднократно избирался депутатом поселкового Совета депутатов трудящихся. Являлся редактором редколлегии стенгазеты на участке, членом Совета народной дружины шахты № 40. В быту скромен.

Начальник шахты № 40 подпись В.Третинский
Секретарь парторганизации- подпись В.Стукалов
Пред. профкома - подпись Н.Щебуняев

Печать "Совнархоза Коми экономического административного района РСФСР"
шахта № 40/8 комбината Воркутауголь.
Примечание: характеристика из личного дела Лошакова Н.К. Национальный архив Ркар 2216 оп.13 д. 245 л.л. 3,4,6,7
Обычно характеристики, которые выдаются ЛЮДЯМ, носят фор¬мальный характер. В них мало информации конкретной и правди¬вой. Удивительное дело, характеристики, которые выдавались Ни¬колаю Кузьмичу, содержат ценные факты о характере, поведении и организационных и руководящих способностях нашего героя. Ведь ему в то время было всего 22 года, и он специально этому нигде не учился. Если только учесть его опыт поведения на фронте, в пле¬ну, его дерзкий побег из плена и, безусловно, заложенные от при¬роды способности.
В архиве Воркутинского авиапредприятия сохранились прика¬зы тех лет. Многие из них адресованы начальникам Воркутинско¬го аэропорта, которых после Н. Лошакова было более тринадцати. В приказах почти каждому из них указаны недочеты в работе. Нет ни одного такого приказа в адрес Николая Кузьмича.
С января по ноябрь 1948 года Н. Лошаков занимает должность начальника нового гражданского аэропорта города Воркуты, но в этом же году подает заявление об уходе по собственному жела¬нию. Расстается с самолетами и уcтраивается на работу в шахту простым рабочим. Что побудило на это Николая Лошакова, он никогда никому не объяснял. Предположение о том, что невыносимо было летчику находиться среди самолетов и не иметь права на них ле¬тать, остается предположением. Немного раскрыть эту тайну помог рассказ летчика-ветерана Баева Михаила Геннадьевича, с которым мы познакомились на торжественном сборе поискового отряда «На¬следие», посвященного памяти Н. Лошакова, в 2010 году. Михаил Геннадьевич рассказал, что, еще учась в 6 классе в Воркуте, он по¬знакомился с Николаем Кузьмичем, который пришел к ним в класс и поведал о своем подвиге в Великую Отечественную войну. Рассказ и сам рассказчик произвели на ребят и на Михаила Геннадьевича очень сильные впечатления и запомнились навсегда. М.Г. Баев стал вертолетчиком, в 1983 году он работал в Воркуте, и у него вновь про¬изошла встреча с Николаем Кузьмичем, который вышел на пенсию, и перед отъездом в Краснодар пришел в аэропорт, по-видимому, прощаться! Михаил Геннадьевич провел Лошакова на территорию аэропорта, которую он всю обошел в последний раз. Все же любовь к самолетам, к небу осталась на всю жизнь в душе Николая Лошако¬ва, ставшего шахтером, соединив небо с землей. Недаром в трудовой книжке в графе «профессия» записано: летчик, горный техник.

Н.Лошаков - шахтер. Семья. Реабилитация

С декабря 1948 года Николай Лошаков - работник комбина¬та «Воркутауголь». Проработав на разных должностях, спустил¬ся в шахту простым рабочим - навалоотбойщиком. До этого еще в 1947 году Николай Лошаков стал семейным человеком. Женился на Людмиле Константиновне Леванович. У них родилось двое детей - сын Геннадий и дочь Стелла. В одной беседе с Альбертом Ефимо¬вичем Бернштейном, с которым Николай Лошаков дружил многие годы, он вдруг сказал: «Вот вы называете меня героем, но я считаю героиней свою жену. Чтобы выйти замуж за человека с клеймом «из-менника родины», нужно было совершить героический поступок, что она и сделала. Как только мы поженились, мою жену сразу же уволили с работы», Николаю Лошакову клеймо «изменника роди¬ны» пришлось носить 16 лет. Все эти 16 лет он писал ходатайства о помиловании, но ему отказывали. Тем не менее, Николай и в шахте работал так, что он выделялся среди других, и его хвалили. Снача¬ла он окончил курсы техников - ответственников при центральном учебном комбинате КВУ, а затем заочно окончил и горный техни¬кум. И вскоре его назначают помощником, а затем и начальником участка. Он оказался умелым руководителем, в коллективе его ува¬жали и с ним считались. Он работал на разных шахтах, и везде его ценили не только как работника, но еще и как общественника.
Реабилитация в 1958 году, затем всесоюзная известность с 1959 года изменили его жизнь. Журналист Макс Рошал позна¬комился с Николаем Лошаковым на одном из совещаний. Симпа¬тичный шахтер понравился журналисту, и он напросился к нему в гости. Квартира шахтера поразила гостя. Все стены были увеша¬ны картинами (как оказалось, работами хозяина), в комнате стояло пианино, и на нем еще лежал и духовой инструмент. Не в каждой шахтерской квартире увидишь такое. Еще журналисту на глаза по¬пала фотография молодого человека в летном шлеме, которая тоже висела на стене. На вопрос: «Чья ЭТО фотография?», хозяин ответил: «моя». И тогда журналист услышал из уст этого скромного человека рассказ о героическом подвиге, совершенном 11 августа 1943 года. Беседа происходила в 1959 году, и Лошаков уже мог рассказать прав¬ду, которую носил в себе 16 лет и не смел никому о ней поведать. А сделать это он уже смог потому, что, наконец, в 1958 году его реа¬билитировали и восстановили кандидатом в члены ВКП(б).
При реабилитации произошло одно удивительное происшествие: документы на реабилитацию попали в руки того самого су¬дьи из ОСА НКВД, который голосовал за признание Н. Лошакова невиновным. И, конечно, дело Н. Лошакова было решено немедлен¬но. К сожалению, фамилия этого человека нам неизвестна.

летчик Николай Кузьмич Лошаков 10 года 7 мес. назад #766

Всесоюзная известность. Ожидание награды.

1959-1961 годы стали самыми значительными в жизни Николая Лошакова. Макс Рошал после беседы с ним опубликовал статью в га¬зете «Красное знамя» (в двух номерах за 15 и 16 января 1959 года). После этого статью перепечатали газеты «Известия» и «Правда». И, начиная с этого времени, многие газеты и журналы писали о под¬виге Н. Лошакова и И. Денисюка. Иван Денисюк был реабилитиро¬ван лишь в 1962 году.
В 1960 году произошла первая встреча Н. Лошакова и И. Дени¬сюка. Николай Лошаков приехал в Ткварчели Грузинской ССР, где тоже в шахте работал Иван Денисюк. Эта встреча была знаменатель¬ной для обоих. В том же году они еще раз встретились на съемке фильма «Продолжение подвига».
В 1962 году И. Денисюк приехал к Н. Лошакову в Воркуту. Встре¬ча была очень теплой. После этих встреч Н. Лошаков и И. Денисюк больше не виделись и не переписывались. Известно из переписки И. Денисюка с журналистом Владимиром Красновым из «Новгород¬ских новостей», что в 1990-х годах И. Денисюк был жив и работал в Донбассе. О смерти Н. Лошакова он узнал от этого журналиста.
Сразу после публикаций Лошаков стал знаменитым. Ему писа¬ли письма, к нему приезжали с разных мест. Его постоянно просили выступать в школах, на предприятиях.

Фильм "Продолжение подвига" и другие

В 1960 году Ленинградская студия кинохроники начинает сни¬мать фильм о Н. Лошакове. Сценарист и режиссер Соломоник. Фильм снимался в Воркуте и в селе Бритино Маловишерского района Новгородской области, где 11 августа 1943 года Н. Лошаков и И. Денисюк приземлились после побега. Вместе со съе¬мочной группой в Бритино приехали Н. Лошаков (с женой) и И. Де¬нисюк. Жители деревни гостеприимно встретили приехавших. Они помнили их с 1943 года. Среди встречавших был Иван Кудряшов, один из бывших подростков, который первым встретил беглецов 11 августа 1943 года. Эта встреча тоже запомнилась Ивану Кудряшо¬ву на всю жизнь.
В 1992 году он рассказал корреспонденту газеты «Новгородские ведомости» о судьбе деревни Бритино. Большая деревня с большим числом жителей вдруг была признана неперспективной, Жителей, которые сопротивлялись, все равно переселили в другие деревни. Иван Кудряшов много лет жил в деревне один, не желая покидать родные места. Он помнил историю деревни, оккупацию, борьбу с немцами, хранил братскую могилу наших солдат, помнил подвиг Н. Лошакова, пытался заставить власти сделать памятные знаки, но ничего не смог добиться. Болезнь заставила его перевезти дом в дру¬гое место и уехать из родной деревни. Теперь там пустые места, и на карте Новгородской области нет деревни Бритино. Память о ней запечатлена лишь в фильме «Продолжение подвига».
Интересна дальнейшая история существования этого филь¬ма. Фильм был снят на узкопленочном аппарате и не сохранился ни в архиве Ленинградской киностудии, ни в фильмотеке Коми ки¬нофикации. Лишь один экземпляр, подаренный Н. Лошакову, сохранился у него. После его смерти родственники передали фильм в Тимашевский музей семьи Степановых вместе с архивом Н. К. Ло¬шакова. В 1999 году, по моей просьбе, работники музея пересняли фильм на видеопленку и прислали мне один экземпляр. Сейчас этот фильм переведен на современный носитель и разослан в музеи, где имеются фонды Н. К. Лошакова.
В эти же годы кинорежиссер Григорий Чухраи снял фильм «Чи¬стое небо». Главную роль в нем исполнял Евгений Урбанский (уро¬женец города Инты Коми республики). Режиссер говорил о том, что прототипом главного героя был Николай Лошаков. Только в конце фильма герой выходит из здания обкома партии с золотой звездой на вытянутой руке, а Н. Лошаков свою золотую звезду так не полу¬чил. В 2000 году Сыктывкарская студия телевидения сняла фильм «Человек из легенды». В том же году прошла много раз радиопере¬дача о Н.Лошакове «Герой и жертва». Журналист Тамара Горелик за эту передачу получила специальную премию.
В 1961-1962 годах после огромного количества публикаций Н. Лошаков был вызван в Москву. Там он проходил проверку, у него было множество встреч и собеседований в разных ведомствах, и все были уверены, и он сам, что выйдет указ о присвоении ему звания «Героя Советского Союза». Но эти ожидания не оправдались. При¬чины не ПОНЯТНЫ. Вместо «Героя» Главком ВВС К. Вершинин вручил ему именное охотничье ружье. Это был удар, обида и, по-моему, она нанесла глубокую рану Н. Лошакову на всю жизнь. Ружье он по¬дарил мужу своей дочери Стеллы (у которого его украли) и на эту тему больше ни с кем не говорил. Дочь Стелла рассказывала, что ему предлагали квартиры в любом городе страны, но он от всего отказывался.
Версия о том, что наградные документы на Лошакова в 1961 году в Москву направляли Воркутинский городской комитет КПСС и Коми областной Комитет КПСС, неверна. Нет и не было таких доку¬ментов. Присвоением Н. Лошакову «Героя» занимались Министер¬ство гражданской авиации и Министерство обороны, и отказ, види¬мо, шел из этого министерства. Так как все последующие попытки присвоить Н. Лошакову звание «Героя Советского Союза» уже после его смерти натыкались на отказы Министерства обороны без объ¬яснения причин.
Реабилитация и пришедшая к Н. Лошaкову известность подня¬ли его авторитет на работе, где он ударно трудился. Ему присвоили звание «Заслуженный шахтер Коми АССР», «Почетный горняк», он был награжден знаком «Шахтерская слава». В 1965 году был избран председателем шахтного комитета шахты № 40. И здесь Лошаков очень много делал для шахтеров. Заботился о здоровье не только шахтеров, но и их семей, он следил, чтобы люди повышали свое образование, поощрял их за это. Он был прекрасным семьянином, любил жену и детей и старался, чтобы шахтеры поступали так же. Чтобы привлечь шахтеров к спорту, сам играл в футбол, был чле¬ном футбольной команды шахты. И все эти годы его неизменно приглашали на разные встречи. Как рассказывает Анатолий Алек¬сандрович Попов, воркутинец, хорошо знавший Н. Лошакова: «Ло¬шаков приходил на встречи в обычной одежде. Без всяких отличий (к тому времени у него уже было много наград), нес в пакете пиджак с наградами и перед встречей его надевал, после встречи опять укла¬дывал в пакет». О судьбе наград, которые имел Николай Лошаков, будет рассказано отдельно.

Поездка в Польшу и ГДР

Среди множества людей, которые писали и приезжали к Ло¬шакову, был и известный журналист и киносценарист Александр Андреевич Сарапкин. Они подружились. Сохранилась часть их переписки. Александр Андреевич тоже был военнопленным - был
узником концлагеря «Зексенхаузен», где подружился с немецкими коммунистами-антифашистами, помогал в подпольной деятельно¬сти. После воины у него было много друзей в ГДР.
А. Сарапкин занимался судьбой наших военнопленных в фа¬шистских лагерях, по его сценариям снято несколько фильмов, в том числе и о Н. Лошакове, но о судьбе этого фильма нам ничего не известно. А. Сарапкин первым начал собирать материалы о летчиках, бежавших из плена на угнанных самолетах. Он снял фильм о М.П. Девятаеве, бежавшем из плена в 1945 году и единственном получившим звание «Героя Советского Союза» в 1957 году. А. Са¬рапкин в 1969 году организовал триумфальную поездку Н. Лошакова в Польшу и ГДР. Там их принимали молодежные организации, было много встреч, выступлений. Все это освещалось в польских. и немецких газетах (к сожалению, этих газет у нас нет). Подробно по¬ездка описана в повести Р. Романова «Взлет», которая была издана в 1985 году (уже после смерти Н. Лошакова). В архиве Н. Лошако¬ва есть множество фотографий о поездке, но большинство из них не подписаны. Из повести мы узнаем о том, что Н. Лошаков встре¬тился с Отто Блаттом, солдатом, который его караулил, когда он вы¬ходил на работу в плену. После побега Н. Лошакова Отто Блатт был арестован, приговорен к смертной казни, но он на допросах не отве¬чал, притворившись глухонемым, его отправили в тюрьму в Герма¬нии. Из тюрьмы он освободился, лишь когда союзники ее разбомби¬ли. О. Блатт потерял ногу, но остался жив. На жизнь он зарабатывал тем, что играл в ресторане на разных инструментах, и его называли «человек-оркестр». Коронным номером были все те же «Васильки». Когда ему предложили встретиться с Н. Лошаковым, он согласился, так как уважал его замужество, проявленное в плену. О. Блатт рас¬сказал, что сорок шесть солдат из охраны аэродрома были отправ¬лены на восточный фронт. Вторая встреча произошла с летчиком Густавом Хойлером. После побега Н. Лошакова и И. Денисюка ко¬мендант аэродрома А. Мойзиш застрелился. Г. Хойлера отстранили от полетов, ему перестали доверять, но другого наказания не было. Он тоже не отказался от встречи, так побег Н. Лошакова произвел на него большое впечатление. Бывшие «враги» встретились в мирное время как друзья. Н. Лошакова наградили польскими и немецкими орденами (где они, нам тоже неизвестно).

Н. Лошаков - председатель Воркутинского территориального Совета ВОИР (Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов)

Воркутинская организация ВОИР была самой крупной в Респуб¬лике Коми. Она насчитывала 13500 членов. В 1971 году на конфе¬ренции Николай Кузьмич Лошаков был избран председателем Совета, затем членом президиума областной организации ВОИР. За годы его работы с 1971 по 1983 год председателем Совета им было много сделано для развития изобретательства и рационализации в Воркуте. На всех шахтах в Воркуте были созданы БРИЗы (Бюро рационализации и изобретательства). Увеличилось число рациона-лизаторов, их насчитывалось более 4000. Использование рационали¬заторских предложений приносило миллионы экономического эф¬фекта. В научно-исследовательском институте «Печорниипроект» появились изобретатели, их разработки использовались на шахтах. Одним из них был Н.И. Никонов - заведующий отделом института, ему в те годы были присвоены почетные звания «Заслуженный изо¬бретатель РСФСР и Коми АССР». Территориальный совет под ру¬ководством Н. К. Лошакова организовывал конференции, слеты изобретателей и рационализаторов, семинары, школы рационали¬заторов. На шахтах создавались творческие комплексные бригады, общественные конструкторские бюро. В эти годы заслуженными ра¬ционализаторами Коми АССР в Воркуте стали восемьдесят человек. Первым из них - электрослесарь шахты «Воркутауголь» Н.Я. Дми¬трусенко.
Н. К. Лошаков часто выступал перед молодежью. Он хотел соз¬дать первичные организации ВОИР во всех школах, техникумах, институтах Воркуты, чтобы приобщать молодежь к техническому творчеству. Были введены предметы «Основы технического творче¬ства» и «Патентоведение». Полученные таким образом знания затем позволяли бы молодежи, приходившей на работу в шахты, стано¬виться рационализаторами и изобретателями.
Как-то Н. Лошаков сказал, что хотел бы заглянуть в XXI век, если уж не сам, то хотя бы глазами молодых. Его слова стали пророчески¬ми. В 1983 году Николаи Кузьмич вышел на пенсию и уехал на ро¬дину в Краснодар. Но прожил там недолго, 14 февраля 1984 года он умер от силикоза легких, профессиональной болезни шахтеров. По¬хоронен на славянском кладбище Краснодара. Жена Н. Лошакова, Людмила Константиновна Леванович, умерла в 1996 году в Воркуте, там и похоронена. Сын Геннадий проживает в Воркуте. Дочь Стелла с мужем и дочерью живут в Санкт-Петербурге.

Почетные награды и звания, полученные Н. К. Лошаковым

К сожалению, судьба многих наград Николая Кузьмича нам неизвестна. Его военное дело Воркутинский военкомат отправил в Сыктывкар в архив республиканского военкомата, там оно почему¬-то было уничтожено.
Из документов и по фотографиям известны следующие награды:

Орден Красного Знамени
Два Ордена Красной Звезды, Медаль «За оборону Ленинграда»
Медаль «За Пoбеду над Германией В Великой Отечественной Войне
1941-1945 гг»
Юбилейная медаль «20 лет Победы В Великой Отечественной войне» Юбилейная медаль «50 лет Вооруженных сил СССР»
Юбилейная медаль «30 лет Победы В Великой Отечественной войне»
Юбилейная медаль «25 лет Победы В Великой Отечественной войне»
Нагрудный знак «ГВардия»
Нагрудный знак «Почетный горняк»
Звание «Заслуженный шахтер Коми АССР» Нагрудный знак «Шахтерская слава II и III степени» «Почетный знак ДОСААФ СССР»
нагpудный знак «Отличный nограничнuк»
Медаль «Ветеран труда»


в 1969 году Н. Лошаков был награжден немецкими и польскими орденами. В его архиве сохранилось большое количество почетных грамот. Просматривая эти грамоты, удивляешься той работе, тому огромному вкладу, который внес Николай Кузьмич в развитие и процветание Воркуты. Он был настоящим гражданином этого горо¬да, и достоин быть в числе его почетных граждан.
из Тимашевского музея семьи Степановых нам прислали спи¬сок следующих удостоверений к наградам, которые хранятся у них:
Удостоверение от 7 мая 1965 года. Лошаков Н.К. награжден юбилей¬ной медалью «Двадцать лет Победы В Великой Отечественной войне 1941- 1945 гг». Медаль вручена 4 июня 1966 г.
Удостоверение № 100 от 5 октября 1969 г. Лошаков Н.К. награжден нагрудным знаком «Отличный пограничник»,
Удостоверение от 26 декабря 1967 г. Лошаков Н.К. награжден юбилей¬ной медалью «50 лет Вооруженных сил СССР». Медаль вручена 6 августа 1969 г.
Удостоверение от 25 апреля 1975 г. Лошаков Н.К. награжден медалью «Тридцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг»
Удостоверение от 28 января 1978 г. Лошаков Н.К. награжден юби¬лейной медалью «60 лет Вооруженных сил СССР». Медаль вручена 3 июля 1978 г.
Удостоверение № 53 Лошаков Н.К. награжден «Почетным знаком ДОСААФ СССР» 15 января 1977 г.
Удостоверение от 17 июля 1978 г. Лошаков Н.К. награжден медалью «Ветеран mpудa» 2 августа 1978 г.
Удостоверение Лошакова Н.К. к медали «25 лет Победы в Великой
Отечественной войне».

Где находятся сами награды, мы не смогли установить. Также нам неизвестно, где находятся картины, нарисованные талантливой рукой Николая Лошакова, обладавшего художественными способ¬ностями.
Мы много знаем о нем, но еще многое нам неизвестно, так как Николай Кузьмич не оставил никаких записей в виде дневников или записных книжек и рассказывал о себе очень мало.
К сожалению, приходится отметить, что часть статей о Николае Кузьмиче Лошакове содержат непроверенные факты, домыслы, не¬существующие награды и звания. Некоторые авторы таких статей не постеснялись списать их уже известных публикации, при этом допуская ошибки и искажения. По этой причине целый ряд статей пришлось изъять из списка публикаций о Н.К. Лошакове, как недо¬стоверные и вводящие читателей в заблуждение.
Последнее редактирование: 10 года 7 мес. назад от Командир Николаич.

летчик Николай Кузьмич Лошаков 10 года 7 мес. назад #767

Возвращение имени Н.Лошакова в республику. Увековечивание

Н.К Лошаков умер 14 февраля 1984 года в Краснодаре. В Рес¬публике Коми его имя было надолго забыто. Вспоминали его лить немногие: родные, сослуживцы, друзья.
17 декабря 1998 года ему должно было исполниться 75 лет. Как раз в это время я готовила к изданию книгу «Изобретатели и ра¬ционализаторы Республики Коми». Материал я собирала много лет. В книге помещена статья по истории изобретательства и рационализации в Республике Коми, даны сведения обо всех заслуженных изобретателях и рационализаторах с 1960 по 1998 годы. Это - восемь заслуженных рационализаторов Российской Федерации и Коми АССР, пять заслуженных изобретателей Российской Федерации и Коми АССР, тридцать пять заслуженных изобретателей Коми АССР, двести восемьдесят три заслуженных рационализатора Коми АССР.
Сейчас, когда пишется эта книга, многих из них уже нет, и зва¬ний этих тоже нет, они отменены, Книга «Изобретатели и рациона¬лизаторы Республики Коми» вышла в 1998 году благодаря помощи Альберта Ефимовича Бернштейна, друга Н. Лошакова. Тираж кни¬ги - 600 экземпляров. Каждый, кто был занесен в книгу, получил ее бесплатно.
Отдельный раздел книги посвящен активистам ВОИР - руко¬водителям, главным инженерам, инженерам БРИЗ, патентоведам. председателям Советов ВОИР. Поскольку Н.К. Лошаков был пред¬седателем Воркутинского территориального Совета ВОИР, он здесь тоже должен был быть представлен. Когда я стала писать статью о нем, оказалось, что о нем у нас очень мало сведений. Я обратилась к тем, кто его хорошо знал, но и они мало чем могли мне помочь.
Тогда я обратилась к фондам нашей Национальной библио¬теки, и здесь я должна вспомнить Евгения Александровича Кусты¬шева, бывшего тогда главным библиографом. Это был специалист высокого класса, образованный, эрудированный и очень ответственный. С его помощью библиотека, начиная с 1958 года, начала издавать ежегодники «Литература о Республике Коми». Для этого велись и сейчас ведутся специальные картотеки, где расписывается каждый важный для республики материал. По этим летописям можно проследить всю историю республики - это законодательство, промышленность, сельское хозяйство, культура, образование, все, что отражает все аспекты развития республики и ее жизни. В лето¬писях по именным указателям можно найти материалы о людях, ЖИВШИХ и работавших в республике. Обратившись к именным ука-зателям, начиная с 1959 года, я нашла огромное количество статей, посвященных Николаю Кузьмичу Лошакову. Собрав копии этих материалов, я была потрясена. Николай Кузьмич - этот скромный человек - оказался героем Великой Отечественной войны! Я уже пи¬сала о том, что Николай Кузьмич никогда об этом не рассказывал.
Прочитала все статьи с 1959 по 1980 год. Все они отличались одной особенностью - начинались они с рассказа о плене, побеге Н. Лошакова и И. Денисюка, их успешному приземлению 11 авгу¬ста на нашей территории, а затем сразу же журналисты переходи¬ли к жизни этих людей уже в 1959 году. Шестнадцать лет выпадали из рассказов. Не было понятно, почему летчик Н. Лошаков, уроже¬нец Краснодарского края, вдруг оказался в Воркуте работающим в шахте. Я пригласила Татьяну Петровну Борисевич - редактора газеты «Республика» (она встречалась с Н. Лошаковым и писала о нем), Альберта Ефимовича Бернштейна, я его уже упоминала, и Анатолия Александровича Попова, тоже хорошо знавшего Николая Лошакова. Все разъяснил А.А. Попов. Работая в партийном архиве, он нашел «Дело Н. Лошакова» и принес его с собой. Документы, со¬бранные в «деле», все разъяснили, и мы узнали правду об этих шест¬надцати годах умолчания. Арест после приземления, суд, наказание, «Воркутлаг», все то, о чем было написано в начале повествования, и не было известно никому. Поскольку 17 декабря 1998 года Николаю Кузьмичу исполнилось бы 75 лет, мы решили провести в читальном зале Национальной библиотеки вечер, ему посвященный. Мы рас¬сказали вновь жителям республики о подвиге Н. Лошакова, правду о его жизни, которая до этого не была известна. Главное, что мы ре-шили - восстановить справедливость и ходатайствовать перед Пра¬вительством Республики Коми о направлении наградных докумен¬тов на имя Президента страны с просьбой о присвоении Николаю Кузьмичу Лошакову посмертно «Героя России» (поскольку звания «Героя Советского Союза» уже не было).
На встрече было много людей, мы пригласили молодых солдат из Сыктывкарского гарнизона. Рассказали присутствующим все, что знали о героическом подвиге Н. Лошакова.
В 1943 году ему было всего девятнадцать лет, он одним из первых в годы Великой Отече¬ственной войны совершил свой дерзкий побег. Все это произвело большое впечатление на присутствующих, и они единогласно под¬держали нас, когда мы предложили ходатайствовать о присвоении Н.К. Лошакову «Героя» посмертно. Сразу после вечера мы стали собирать документы, необходимые для награждения. Это заняло много времени, нужны были ходатайства от Воркуты, «Мемориала» и других организаций. Глава Республики Коми Юрий Спиридонов нас поддержал, и документы были направлены в Москву в 1999 году. Ответа долго не было, наконец, в 2001 году пришел отрицательный ответ. Он заключался в том, что Министерство обороны не под-держивало ходатайство, не указывая причины отказа. Еще через несколько лет мы вновь просили Правительство Республики Коми возобновить ходатайство. Это было сделано, но опять пришел отказ. Такие попытки были сделаны еще два раза, когда главой республи¬ки был В. Торлопов. Еще одно ходатайство на имя Президента Рос¬сии было направлено Сыктывкарскими ветеранами летного дела и бойцами поискового отряда «Наследие» в 2010 году. И на это письмо ответ был отрицательным.
Почему так упорно отказываются признавать заслуги героя вой¬ны Николая Лошакова - непонятно, тем более что не объясняют причин отказа.
Николай Кузьмич ничем не опорочил себя в плену, перенес несправедливый арест и наказание, сорок лет достойно трудился в Воркуте, где получил много званий и наград. Такая несправедли¬вость непонятна и обидна.
За последние годы к нам, инициаторам, начавшим акцию по вос¬становлению справедливости по отношению к Николаю Кузьмичу Лошакову, присоединилось много людей. Вся республика заинтере¬сована в этом. Посмертное награждение Н.К. Лошакова было бы по¬четно не только для памяти об этом человеке, но и для всех жителей республики. Всех, кто нам помогает, мы называем «лошаковцами», и дарим им на память значок с фотографией молодого Н. Лошакова.
К ним, «лошаковцам», мы относим преподавателей и студентов Коми республиканского колледжа культуры имени П. Чисталева. Они вместе с нами подписывали все письма и ходатайства по уве¬ковечиванию памяти Н. К. Лошакова. По инициативе выдающегося преподавателя и замечательного человека Юрия Николаевича Изюмекого 9 мая 2002 года на площади у мемориала студенты орга¬низовали театрализованное представление - инсценировали побег Н. Лошакова и И. Денисюка из плена. На площади было много людей, инсценировка вызвала у них желание узнать побольше об этих героях. Студенты им об этом рассказывали, участники представле¬ния собирали подписи под очередным письмом по увековечиванию памяти Н. Лошакова, Присутствующие охотно выполняли их прось¬бу. Юрий Николаевич был нашим помощником и тоже «лошаков¬цем»,
Здесь мне хочется сделать отступление и вспомнить о знамена¬тельном событии: удачной, хотя и аварийной, посадке 7 сентября 2010 года пассажирского самолета ТУ-l54, летевшего из Якутии в Москву, и вынужденного приземлиться в селе Ижма. Героизм командиров судна Андрея Ламанова и Евгения Новоселова и всего экипажа спас восемьдесят человек, находившихся на борту. Когда их спросили, как это произошло, они ответили: «Мы же не с улицы пришли, мы профессионалы». Немалую роль в этой истории сыграл скромный повседневный труд Сергея Сотникова, начальника верто¬летной площадки, на которую сел самолет. Он, несмотря на то, что площадка не использовалась длительное время, ежедневно содержал ее в полном порядке. Труд Сергея Сотникова не был оценен властя¬ми, хотя он равен героическому труду экипажа самолета. Его имени не было среди награжденных, зато его труд оценили простые люди и стали собирать деньги, чтобы его премировать. Ему купили снего¬ход, еще предлагали деньги, но он попросил купить осветительные огни еще для двух заброшенных вертолетных площадок, которые он тоже опекает. С.Сотников прославил Республику Коми на всю страну, и жители гордятся им. Не мешало бы властям почаще при¬слушиваться к мнению простых людей при принятии решении, так было бы верней. Кстати, газета «Комсомольская правда» сообщила, что самолет уже отремонтирован, прибыл в мирный: и уже летает в Москву и Санкт-Петербург (в феврале 2012 года С.Сотникова наградили его орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени и в День защитника Отечества в Сыктывкаре глава республики Вячеслав Гайзер вручил награда № 111618- прим. И.Н.).
Этим: отступлением я хотела бы подчеркнуть, как важно пра¬вильно и вовремя оценивать поступки людей и отдавать им долж¬ное. Руководство страны не оценило должным образом не только подвиг Н. Лошакова, но и других летчиков, о которых мы расскажем во второй книге.
В 2008 году на очередном вечере, посвященном памяти Нико¬лая Кузьмича Лошакова (ему исполнилось бы 85 лет), мы решили обратиться к мэру города Воркуты и депутатам городского Сове¬та с просьбой присвоить имя Николая Лошакова улице или пред-приятию. Если же это невозможно, то установить мемориальную доску на доме, где жил Лошаков, или на здании аэропорта. Он по¬пал в Воркуту не по доброй воле, но отдал этому городу сорок лет достойной работы и жизни, много полезного сделал для города. Хо¬датайство, которое было послано в Воркуту, подписали участники вечера, читатели и работники Национальной библиотеки во главе с директором Ольгой Рудольфовной Мифтаховой, преподаватели и учащиеся колледжа культуры, «Мемориал». В свою очередь, глава республики В. Гайзер, когда мы к нему обратились, поддержал наше ходатайство.
Из ответа, пришедшего на имя директора Национальной би¬блиотеки О.Р. Мифтаховой, осталась неясной позиция «Админи¬страции», согласны они установить мемориальную доску в Воркуте или нет. Было еще несколько обращений Министерства культуры РК по этому поводу, но четкого ответа Администрация Воркуты так и не дала.
Видя, что все наши попытки по увековечиванию имени Н. Лоша¬кова пока не имеют успеха, я решила найти другой выход. В 2010 году я обратилась с письмом к бойцам сыктывкарского поискового отря¬да «Наследие» (командир Сергей Викторович Таскаев) с просьбой назвать их отряд именем летчика-истребителя Николая Лошакова. Отряд мою просьбу принял, и 19 февраля 2010 года в гимназии ис¬кусств при Главе Республики Коми, где базируется этот отряд, со¬стоялся торжественный сбор, на котором отряду было присвоено имя Н. К. Лошакова, и он навечно зачислен в этот отряд. Ветераны летного дела торжественно вручили отряду красное знамя с име¬нем Н. Лошакова. Бойцы носят так же форму. Отряд в форме и со знаменем выезжает на каждую «Ваxтy Памяти» в новгородскую и псковскую области, где воевал и совершил свой подвиг Н. Лошаков. В 2010 году они посетили музей города Острова (вблизи находится аэродром, с которого Н. Лошаков угнал немецкий самолет). В музее есть фонд Лошакова, здесь его тоже помнят и чтят.
За последние годы газеты республики много писали о Николае Лошакове, многие ЛЮДИ, впервые, прочитав о его подвиге, восхища¬ются им и интересуются, как продвигается вопрос увековечивания его имени. Недавно у меня произошла встреча с одним летчиком, ко¬торый: узнал о Н. Лошакове, прочитав газету «Республика» от 17 декабря 2010 года. Статью написала журналист Галина Бобракова, это уже не первая ее статья о Н. Лошакове, она стала тоже нашей по¬мощницей, «лошаковкой». Так вот, этот летчик, прочитав статью и узнав, что я занимаюсь «делом» Н. Лошакова, очень заинтересовался им и теперь рассказывает другим летчикам о Н. Лошакове. Он счи¬тает, что о таком подвиге, пусть он совершен много лет назад, долж¬ны знать все. Ему я тоже подарила значок с фотографией молодого Н. Лошакова.
Бойцы отряда «Наследие» приняли решение - каждый год тор¬жественным сбором отмечать 17 декабря - день рождения Н. Ло¬шакова. Такой сбор был проведен в 2010 году. Бойцы отчитались о проведенной ими «Вахте Памяти»: 17 солдат, чьи незахороненные останки раскопали бойцы, нашли свой покой в братской могиле.
Произошло это торжественно, с участием администрации и жите¬лей района. Следующий сбор был проведен в 2011 году.
Бойцы отряда «Наследие» гордятся тем, что их отряд носит имя летчика-истребителя Николая Лошакова. Имя Н. Лошакева не забыто и на его родине. В городе Тима¬шевске, в музее семьи Степановых, хранится фонд Н. Лошакова, ко¬торый: организовали работники музея после его смерти. Родствен¬ники Лошакова передали им архив его документов и часть наград. В музее есть экспозиция, посвященная Н. Лошакову. С 1999 года мы переписываемся с работниками музея, обмениваемся материала¬ми. В 2010 году командир отряда «Наследие» С.В. Таскаев посетил музей, подарил им книгу памяти со статьей о Н. Лошакове, диск с фильмами о нем.
Сергей Викторович встретился с сестрой Н. Лошакова Лидией Кузьминичной и посетил могилу Н. Лошакова на Славянском клад¬бище в г. Краснодаре.
Основной архив Н. Лошакова, переданный мне его сыном, я от¬дала в национальный: музей Республики Коми. Небольшой фонд Лошакова есть в краеведческом музее г. Воркуты.
Как недавно выяснилось, в городе Архангельске, в Народном музее авиации Севера в экспозицию включен и материал о Н. Ло¬шакове. А произошло это так: основатель и директор музея Личков Гавриил Владимирович (1913-1995), прочитав в шестидесятые годы о подвиге Н. Лошакова, так проникся им, что поехал в Воркуту, что¬бы познакомиться с героем. Н. Лошаков произвел на гостя неизгла¬димое впечатление. Вернувшись домой, он поместил портрет Нико¬лая Лошакова в галерею летчиков Севера.
В 1992 году в журнале «Гражданская авиация» в № 1 за этот год Личков поместил статью-воспоминание о Лошакове «Из плена в ста¬линский лагерь», там он сообщил, что переписывался с Н. Лошако¬вым, и тот помог ему собрать для музея сведения о первопроходцах воздушных трасс 20-40-х годов ХХ века в Республике Коми.
В краеведческом музее г. Воркуты тоже есть экспозиция о Н. Ло¬шакове, небольшой музей в школе № 1 создала учитель географии Любовь Леонидовна Комышева, часть материалов ей передал сын Н. Лошакова Геннадий Николаевич. Два ученика этой школы в 2006 и 2007 году выступали на республиканских конференциях с докла¬дами о Н. Лошакове. Есть еще один у нас союзник в Воркуте - учи¬тель географии О. А. Гуцованый, тоже «лошаковец» , замечательный краевед и патриот Воркуты,
Есть еще небольшой домашний музей у дочери Николая Кузь¬мича Стеллы Николаевны в Санкт-Петербурге. Там бережно хра¬нятся документы, фотографии, публикации о нем. Есть там макеты самолета «Шторх» и шахтерской лампочки, подаренные Николаю Кузьмичу в ГДР.
Мы беспокоимся, что в будущем эти архивы будут мало извест¬ны и доступны молодежи, широкому кругу читателей. Поэтому мы решили написать книгу о Н. Лошакове.
Часть тиража будет отправлена в библиотеки республики, чтобы с ней могли познакомиться много людей. К кни¬ге будет приложен диск с двумя фильмами о Н. Лошакове. Книги будут храниться в библиотеках и будут доступны всем, кто будет интересоваться героями Великой Отечественной воины,
Заканчивая документальное повествование о Николае Кузьми¬че Лошакове, можно с удовлетворением сообщить читателям, что в августе месяце 2011 года пришло в Министерство культуры РК долгожданное сообщение от администрации г. Воркуты о том, что они поддерживают инициативу установки мемориальной доски, увековечивающей память Николая Кузьмича Лошакова на здании городского аэровокзала, где уже имеется мемориальная доска, по¬священная Герою Советского Союза В. И. Дончуку.
Сыктывкарский художник Юрий Лисовский разработал проект мемориальной доски, где будут увековечены имена Н. Лошакова и И. Денисюка, без которого был бы невозможен их побег.
Установку мемориальной доски предполагается сделать в нача¬ле мая 2012 года, ко Дню Победы.
То, что нам не удалось добиться присвоения посмертного зва¬ния «Героя России» Николаю Кузьмичу Лошакову - наша неудача. Но то, что Сыктывкарский поисковый отряд «Наследие» носит имя летчика-истребителя Н. К. Лошакова и предстоящее установление мемориальной доски на здании аэровокзала г. Воркуты - достойные способы увековечивания памяти героев Н. К. Лошакова и И. А. Де¬нисюка, совершивших подвиг 11 августа 1943 года. Ведь высшей на¬градой героям - это признание народа и сохранение памяти о них. Кстати, установку мемориальной доски в Воркуте можно считать историческим фактом, так как ее можно считать и данью памяти тем летчикам, чьи имена пока нигде не увековечены.

Послесловие

Эта книга является еще одной попыткой увековечивания геро¬ев, чьи истории мы в ней рассказали. Мы гордимся тем, что узна¬ли об этих мужественных, необыкновенных ЛЮДЯХ, подвижниках. В то же время горькая обида заполняет наши сердца из-за того, что их героизм не был признан, и им пришлось перенести страдания и незаслуженную несправедливость, искалечившие судьбы многих из НИХ. ОНИ были героями, а стали жертвами обстоятельств.
Приносим огромную благодарность всем поисковикам, энту¬зиастам, родственникам, просто неравнодушным ЛЮДЯМ, которые по крупицам собирали и собирают материалы о героях уже извест¬ных и еще неизвестных.
Отзывы, предложения, замечания просим присылать по адресу:
167000 Республика Коми г. Сыктывкар ул. Советская д.13
Национальная библиотека РК


Продолжение читайте во второй книге

летчик Николай Кузьмич Лошаков 10 года 6 мес. назад #833

  • Ю.В. Дунаев
  • Ю.В. Дунаев аватар
Командир Николаич пишет:
Вчера исполнилось ровно 70 лет со дня подвига Н.К. Лошакова...
  • Страница:
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
Работает на Kunena форум